ycnokoutellb (ycnokoutellb) wrote,
ycnokoutellb
ycnokoutellb

Атеистические веруны об атеистических верунах

ОСОБЕННОСТИ БЕЗРЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ
"Наука и религия" N2-1985

О гносеологических особенностях предмета безрелигиозной веры уже говорилось. С одной стороны, это нечто не вполне доказанное, гипотетическое, требующее дальнейшей проверки, либо нечто, относящееся к будущему. С другой стороны, в отличие от религиозной веры, это нечто естественное, то есть включенное в общую систему закономерностей материального мира, имеющее свои реальные причины, которые могут быть выявлены и изучены. Отсюда вытекают важные социально-психологические особенности безрелигиозной веры.
Безрелигиозная вера в общественном и индивидуальном сознании всегда включена в общую систему человеческого познания и практики.'Поскольку предмет безрелигиозной веры подчиняется общим закономерностям материального мира, постольку истинность этой веры может быть проверена и теоретически и практически. Поэтому безрелигиозная вера не противостоит принципиально знанию (хотя и отличается от него), а составляет сферу «потенциального» знания. В ходе дальнейшего развития науки и практики безрелигиозная вера либо опровергается и отбрасывается, либо превращается в знание.
Несколько примеров для пояснения сказанного. Известно, что в XVIII веке среди естествоиспытателей господствовала вера в существование особых веществ — материальных носителей теплоты и горения: «теплорода» и «флогистона». В ходе развития науки и практики эти представления были отвергнуты как ошибочные. С другой стороны, нередко вера в истинность той или иной гипотезы в дальнейшем находила свое не только теоретическое, но и практическое подтверждение. К. Э. Циолковский глубоко верил в то, что человечество выйдет за пределы земной атмосферы и шаг за шагом завоюет космос. На наших глазах эта смелая научная гипотеза становится неотъемлемым элементом современного научного знания.
Можно привести примеры и из истории социального познания. Как отмечал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге»5, французские просветители верили в то, что уничтожение сословных привилегий и абсолютистского государства, обеспечение политического равенства всех граждан приведут к созданию разумного и справедливого общества, к преодолению социальных антагонизмов. Эта вера, однако, была разрушена объективным ходом истории. Оказалось, что буржуазные свободы и политическое равенство отнюдь не устраняют глубоких классовых антагонизмов и классовой борьбы, что реальное буржуазное общество весьма далеко от идеальных прожектов общества Разума, Свободы и Справедливости.
Следует учитывать, что когда мы говорим об опровержении той или иной безрелигиозной веры, то это нельзя понимать в метафизическом смысле, как абсолютное отбрасывание. Диалектика исторического познания проявляется и здесь. Само опровержение той или иной гипотезы всегда имеет не только негативное, но и позитивное значение для науки, поскольку оно более четко определяет направления дальнейшего поиска. К тому же во многих случаях безрелигиозная вера несет в себе не только ложное содержание, но и какие-то крупицы, элементы истины, которые впоследствии используются уже в иной связи, в иной системе понятий и представлений. Так, например, вера просветителей XVIII века в исторический прогресс, основанием которого якобы является прогресс знаний, была утопической. Однако в ней содержалось и нечто рациональное, поскольку подчеркивалась мысль о закономерности социального прогресса, что послужило одним из стимулов поиска реальных путей его достижения.
Сделаем вывод. Безрелигиозная вера реально существует в общем процессе развития человеческого познания и практики. Она не противостоит знанию как его принципиальный антипод , а выступает в роли потенциального резервуара знаний, причем в дальнейшем подлежит теоретической и практической проверке. В этом смысле безрелигиозная вера является необходимым (хотя и не главным) элементом человеческой психики. Она стимулирует и интенсифицирует поиск истины. Безрелигиозная вера (особенно в современном обществе) может опираться на знания, основываться на них, будучи в то же время особым личностно-заинтересованным отношением субъекта к выводам из знания, которые носят гипотетический характер либо относятся к будущему. В этом смысле безрелигиозная вера близка к убеждениям личности, грани между этими понятиями могут быть подвижны и подчас с трудом различимы .
Tags: атеизм, ненаучный атеизм
Subscribe
promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments