ycnokoutellb (ycnokoutellb) wrote,
ycnokoutellb
ycnokoutellb

Categories:

Почему на Руси среди православных священников не было ученых

Отрывок из работы Вернадского:

Если вкратце:
Государству наука не нужна была до того, как пришлось прорубать окна в Европу и Черное море, а православные священники занимались духовностью, и на науки внимания особого не обращали. Но зато коперников при этом не жгли.

Если полностью:

Изучая историю научной работы в России, прежде всего видишь, что творческая и исследовательская работа русского общества идет все вре­мя без перерыва, каким-то стихийным процессом, вопреки тем невозмож­ным условиям, в какие она ставится исторической обстановкой. Мы видим, что рост научной мысли и научной работы в области естествознания и ма­тематики, вызванный превращением Московской Руси в Российскую империю, начатый в Русском государстве и обществе инициативой Петра Ве­ликого, не остановился и в те десятилетия разрухи и государственной или правительственной анархии, какие были созданы в России неспособ­ностью или нравственной ничтожностью его преемников и низким уров­нем организации правительства.
Научная работа нации может совершаться под покровом волевого, сознательного стремления правительственной власти и может идти силой волевых импульсов отдельных лиц или общественных организаций при безразличии или даже противодействии правительства. Однако она нахо­дится в прочном расцвете лишь при сознательном единении этих обеих жизненных сил современного государства.

...

Чрезвычайно характерно для русской жизни, что широкие, более обеспеченные массы населения – православное духовенство и поместное дворянство – почти совершенно не участвовали в этом национальном деле. В традиции православного духовенства никогда не входило исполнение этой задачи; в этом оно резко отличалось от духовенства католического или протестантского, среди которого никогда не иссякала естественнонауч­ная творческая мысль и естественнонаучная работа. История естество­знания числит тысячи лиц, которые могли творить и совершать научную работу вне всякой зависимости от государства, в недрах церкви. Нет надобности углубляться в далекие века. Не говоря о служителях свободных протестантских церквей, достаточно вспомнить для второй половины XIX столетия, в гораздо более централизованной католической церкви, Менделя, ставившего свои опыты над наследственностью в тиши мо­равского монастыря, или Секки, работавшего в Риме в папской астро­номической обсерватории. И сейчас сотни, если не тысячи ученых-натура­листов являются служителями христианских церквей. Уровень естественноисторического образования в западной духовной среде не ниже, а, может быть, для протестантского духовенства выше уровня естественноисторического образования родного ему общества. Но таких ученых-натуралистов православное духовенство почти не имеет и почти не имело в своей среде.

В истории русской православной церкви известны даже попытки вы­звать эту работу, исходившие извне, например попытки Петра создать ки­тайские миссии из образованных духовных и в то же время врачей – правда, с целями государственными, – попытки, кончившиеся полнейшей неудачей1. В многовековой, долгой истории русской церкви едва можно назвать несколько имен, сознательно относившихся к окружающей их при­роде или углублявшихся в мир математики. Но среди них нет ни одного выдающегося ученого2.

Несомненно, эта характерная особенность русского духовенства не могла не отразиться на истории естествознания и математики в русском обществе. В стране создавалось резкое деление на два мировоззрения, ко­торые по возможности не сталкивались. Поэтому в истории естествознания в России почти отсутствуют столкновения с церковью или ее служителя­ми, вызываемые теми или иными выводами науки или научного мировоз­зрения данного исторического момента, которые казались несовместимыми с миропониманием христианства. Вся работа русского общества, происхо­дившая в области научного творчества в математике и естествознании, стояла вне кругозора православного духовенства, представляла для него чуждую область, в которой оно не могло разбираться. Очевидно, поэтому служители русской церкви не могли иметь авторитета в своих возраже­ниях. Вся апологетическая литература православного духовенства в этом смысле могла совершенно не приниматься во внимание – и никогда не принималась во внимание – в научной русской мысли. Несомненно, этим путем достигалась в России та внутренняя свобода исследования, которая в такой мере отсутствовала в научной культурной среде Запада, где духо­венство всегда было сильно своими представителями, активно работавши­ми в научных исканиях и изменявшими благодаря этому отношение к церкви и к христианскому учению широких слоев научных работников. Оно там являлось умственной силой, с которой всегда должна была счи­таться – нередко бороться – научная мысль.

...

В лице католических монахов натуралист вступил на девствен­ную почву Нового Света вместе с Колумбом, он проник в глубь черного континента Африка с первыми миссионерами, положил в лице католических и протестантских духовных лиц начало изучению природы Америки и Ки­тая. Но его не было среди русского духовенства, насаждавшего христи­анскую культуру у инородцев севера России, востока ее, Сибири. Чувство красоты природы, столь ярко сказывающееся в выборе мест для монасты­рей и неразрывно связанное с самоуглублением человеческой личности, ни разу в течение долгих веков не вызывало в русских монастырях работы научного углубления в окружающее; его не дала и жизнь русского сельского священника. Духовенство в вековой своей жизни прошло через русскую природу, научно ее не видя и ею не затронутое в своем мышлении...
Tags: наука, христианская наука
Subscribe
promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments