?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта претензия в наш адрес часто озвучивается атеистами. Действительно, почему как только император Константин не выпустил тот самый Миланский эдикт, сразу не исчезло зло в Римской империи? Также продолжались гладиаторские бои, тянули свои лямки рабы, шли в походы легионы...Да и потом с наступлением "ну теперь уж точно" христианского Средневековья гладиаторские бои сменили аутодафе, рабы трансформировались в крепостных, а вместо легионов в походы пошли рыцари - что тоже не очень вяжется с заповедями Евангелия...
Любой умный образованный человек знает что даже в 20-ом технологическом веке многие общественно-перестроечные процессы занимали десятилетия. До сих пор полностью не искоренено рабство и насилие над людьми, право и сегодня зачастую представляет из себя дышло. Общество несмотря на теорию о прогрессе, периодически показывает что оно очень даже умеет деградировать. И решения проблем часто нуждается в комплексном подходе и напряжении многих сил как самого общества, так и нелюбимого им государства. Что уж говорить о тех темных временах, когда из одного города в другой надо было на лошади скакать по несколько дней, когда строительные фирмы еще не освоили массовое производство бетонных коробок, а правозащитники только самозарождались.
Но тут у образованных людей почему-то возникает мозговой коллапс и они вдруг начинают мыслить крайне примитивно "дескать, ничего не знаем, государство было христианским, значит за все зло отвечает христианство, а если оно мирилось с рабством - значит оно - зло"
Ну как объяснить этому человеку, что он сам и нежно любимая им светскость само по себе не зло, если в его светском обществе ежегодно совершаются десятки тысяч убийств, изнасилований, грабежей, избиений? Может предложить ему для прочтения отрывок из книги Гельмута Хёфлинга "Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима"? (кстати, книга рекомендуется для прочтения всем романтикам Светлой Античности)

"Поворот в общественном сознании начал обозначаться лишь с распространением проповедуемой христианством любви к ближнему, особенно униженному. И тем не менее даже значительная часть христиан долгое время отдавала должное отвратительному развлечению. Около 200 г. н. э. на них, а в первую очередь на предлог, которым они прикрывали свое поведение, — смерть на арене является якобы заслуженным наказанием для преступников, — обрушивался со страстными разоблачительными обвинениями наряду с другими и североафриханский церковный писатель Тертуллиан:

«Так вот и получается, что иной, кого при виде умершего естественным образом человека охватывает страх, в амфитеатре совершенно спокойно взирает сверху вниз на изъеденные зверьми, разодранные и плавающие в собственной крови тела. Более того, тот, кто якобы пришел сюда лишь для того, чтобы выразить свое одобрение наказанию убийцы, приказывает плетьми и розгами заставить гладиатора, не желающего убивать, все-таки делать это… Если кто-то способен понять утверждение, будто жестокость, злодейство и дикость звериная есть нечто для нас разрешенное, тот пусть идет в театр! Если бы мы (т. е. христиане, которых язычники подозревали в том, что они убивают и поедают детей) действительно были такими, как о нас говорят, то мы радовались бы пролитию человеческой крови.

Но ведь это хорошо, когда преступники несут заслуженное наказание.

Кто, кроме виновных, станет это отрицать? И все-таки невинному не подобает радоваться казни ближнего. Ему следовало бы печалиться тем, что человек, равный ему, стал таким преступником, что теперь с ним обращаются столь чудовищным образом».

Но что могут значить слова одного против страсти целого народа? Почему народу следовало воздерживаться от такого развлечения, когда и императоры не только терпели, но даже и поощряли этот дурман? Для того чтобы действительно извести чуму, само государство должно было принять действенные меры.

Лишь только в IV в. была предпринята первая серьезная попытка покончить с этим ожесточающим сердца людей и противоречащим христианскому учению безнравственным развлечением. По-видимому, под давлением собравшегося тогда Никейского собора Константин Великий 1 октября 325 г. обнародовал в Берите (Бейруте) эдикт, порицавший «кровавые зрелища» в мирное время. В одном из его разделов предписывалось отныне посылать преступников не на арену, а на каторжные работы в рудниках. И хотя большинству тех, кого эдикт непосредственно касался, конец был обеспечен практически один и тот же (во втором случае его все же следует считать более милосердным), смерть по крайней мере перестала служить средством развлечения толпы.

Возможно, что эта-то часть эдикта и выполнялась, но уж никак не та, что вообще запрещала проведение гладиаторских игр. (Тут необходимо, впрочем, отметить, что и запрет касался в основном восточной части Римской империи.) В Италии христианский император Константин, лично посылавший некогда германских военнопленных на арену и организовавший несколько отличавшихся исключительной кровавостью массовых убийств, сам отменил свой собственный указ. Ибо немногим позже он выразил свое письменное согласие с просьбой города Гиспелла (Спелло) о подтверждении права жрецов умбрийских городов на организацию гладиаторских игр. Их коллеги в Этрурии, должно быть, как и прежде, совместными силами проводили игры в культовом центре Вольсинии (Болсена).

Еще одно доказательство существования гладиаторских игр дает календарь празднеств, составленный Филокалом на 354 г., в котором указываются и гладиаторские игры, обычно устраивавшиеся квесторами в декабре.

Христианская религия, официально разрешенная в 313 г. Миланским эдиктом Константина Великого, к тому времени не обладала еще достаточным влиянием на государство и потому не была способна нанести гладиаторству решающий удар. Несколько десятилетий длился этот сложный процесс, знавший и подъемы, и спады.

Последовавшие затем законы вводили новые ограничения. В императорском указе от 17 октября 357 г. Констанций II запретил солдатам и придворным в Риме поступать добровольцами в гладиаторские школы. Наказаниям подлежали и те, кто их к этому склонял. Законы Валентиниана от 1 и 15 января 365 г. и 9 апреля 367 г. запретили осуждать христиан и придворных к пребыванию в гладиаторских школах. Еще через 30 лет, а именно в 397 г., Аркадий и Гонорий распорядились, чтобы сенаторы не принимали более к себе на службу гладиаторов из школ.

Однако гладиаторские игры, по крайней мере на Западе, продолжались, хотя их окончательный запрет был только вопросом времени. Еще один шаг вперед сделал Гонорий, правитель Западной Римской империи, закрыв в 399 г. последние гладиаторские школы.

И тем не менее варварство, культивировавшееся столетиями, уничтожено не было. В своей исповеди, записанной около 400 г. н. э., Блаженный Августин повествует о гладиаторах так, как если бы они все еще продолжали биться на арене. В написанном между 402 и 403 гг. стихотворении против Симмаха Пруденций заклинает императора не приводить более смертной казни в исполнение в амфитеатре, дабы она не служила развлечением для народа. Осужденных следует лишь бросать на съедение диким зверям — довольно странное предложение, особенно в сочетании с требованием прекратить гладиаторские бои.

И увещевания известного христианско-латинского поэта Пруденция не прошли, видимо, мимо ушей императора Гонория, хотя для окончательного запрета игр понадобилось еще особое происшествие, привлекшее к себе всеобщее внимание. Во время гладиаторских игр в римском амфитеатре некий Телемах, монах из Малой Азии, выбежал на арену и бросился между бойцами, с тем чтобы разнять их. Разгневанная же бесцеремонным вмешательством толпа набросилась на него и растерзала.

Вот это-то драматическое событие якобы и побудило Гонория в 404 г. окончательно отменить гладиаторские игры в Риме. Точной эту дату считать нельзя, тем более что имеются сомнения, не является ли история монаха Телемаха лишь легендой, которую привел Теодорет в связи с прекращением гладиаторских игр. Некоторые исследователи считают, что он перелицевал аналогичный случай, жертвой которого в 391 г. стал некий Аламах.

После прекращения гладиаторских игр довольно долго продолжали устраиваться звериные травли, то запрещаемые, то поощряемые. В 534 г. в своем письме к архиепископу Константинопольскому император Юстиниан жалуется на то, что даже духовные лица посещают подобные представления. Травли, эти «слезами обильные игры», были окончательно запрещены лишь в 681 г.

Это означало окончательную победу христианства и его проповеди любви к ближнему. Истязания гладиаторов во имя публичного развлечения народа остались позади, однако чудовищные жестокости, хоть и во имя Иисуса Христа, совершались и столетия после этого.

Но когда Спартак со своими 70 товарищами бежал из знаменитой капуанской гладиаторской школы Лентула Батиата, не было еще ни христианского Евангелия, ни малейших обвинений против гладиаторства. Случилось это незначительное поначалу происшествие в 73 г. до н. э., когда Республика клонилась к закату, а первый римский император еще не вступил на трон.

Спартак и его гладиаторы были отбросами общества — так казалось римлянам. Так они с ними и обращались.

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 397
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 24 успокоились — успокоиться )
afanasii1
Jul. 2nd, 2013 10:23 am (UTC)
Христианство как-раз зло и отменило. Или оставило для внутреннего употребления со Христом? :))
ycnokoutellb
Jul. 2nd, 2013 04:31 pm (UTC)
Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю
afanasii1
Jul. 2nd, 2013 05:56 pm (UTC)
В смысле всё-таки на всякий случае что-то возникнет?
Чтобы а вдруг и правда Бог есть?
alegat
Jul. 2nd, 2013 10:27 am (UTC)
вообще-то
претензии относятся не к тому, что христианство не смогло победить зло, а к тому, что оно принимало в нем активное участие
(Deleted comment)
alegat
Jul. 2nd, 2013 11:34 am (UTC)
Re: вообще-то
Христианство - это идеология, набор правил, с помощью которых можно улучшить жизнь людей. Оно никак не могло делать зло. :))
Прикольно. Идеология - это руководство к действию. Если действия плохие - получается зло, а говорить что идеология не может делать зло потому что у нее нет рук и ног - софистика и словоблудие.
Зло делают люди, независимо от приверженности той или иной идеологии. Если школьный математик напился пьяный и подрался с таксистом это не означает, что математика - дрянь ибо творит зло.
Математик вряд ли притянет сюда математику, потому что математика - не идеология вообще. Если православый бьет таксиста потому что напился и они посорились - вызывает вопросы что он за забавный православный, но к православию вопросов не возникает. А если он бьет его именем господа, потому что у того, скажем, номерной знак с цифрами - 666, тогда да, тогда вопросы
(Deleted comment)
alegat
Jul. 2nd, 2013 12:16 pm (UTC)
Re: вообще-то
ну так и что? Церковь гнобила Галилея и Бруно, церковь подбивала людей на крестовые походы, церковь одобряла рабство и рабовладение. Это зло
(Deleted comment)
alegat
Jul. 2nd, 2013 01:04 pm (UTC)
Re: вообще-то
Это значит лишь то что я сказал, христианская организация принимала активное участие во зле, и именно это раздражает людей, а не "то что церковь не покончила со злом одним махом"
ycnokoutellb
Jul. 2nd, 2013 04:27 pm (UTC)
Re: вообще-то
ученые организации и отдельные ученые личности принимали участие во зле - они вас раздражают?
alegat
Jul. 2nd, 2013 05:15 pm (UTC)
Re: вообще-то
Люди убивали друг друга и сковородками, но никому в голову не приходит винить сковородки. Вы понимаете разницу между безликим орудием и идеоологией?
ycnokoutellb
Jul. 3rd, 2013 05:12 am (UTC)
Причем тут голуби?
http://www.ihst.ru/projects/sohist/document/ufn1937.htm
Научные работники Советского союза с чувством возмущения и великого гнева узнали о чудовищных преступлениях презренных троцкистов — гнусных изменников родины, предательская деятельность которых распутывается сейчас советским судом.
...
Мы требуем от нашего советского суда беспощадной расправы с подлыми предателями! Мы требуем уничтожения презренных выродков!

Президент Академии наук — академик В.Комаров
Председатель ЦБ ВАРНИТСО — академик А.Бах
Председатель ЦК союза работников высшей школы и научных учреждений — проф. П.Валескалн
Председатель Центрального совета секции
научных работников — академик Б.Келлер
Академики: А.Архангельский, Н.Вавилов, Н.Горбунов, И.Губкин, Г.Кржижановский, А.Терпигорев
Заслуженные деятели науки: проф. Н.Образцов, проф. орденоносец Е.Павловский, проф. А.Сперанский.
Профессора: В.Вегер, В.Высоцкий,П.Здридовский,
Б.Лаврентьев, И.Разенков, Г.Федоров.
alegat
Jul. 3rd, 2013 06:42 am (UTC)
Re: Причем тут голуби?
и что это доказывает?
ycnokoutellb
Jul. 3rd, 2013 07:14 am (UTC)
Re: Причем тут голуби?
что дело не в сковородках, а в идеологии, которую использовали научные работники для использования оной во зло
alegat
Jul. 3rd, 2013 07:41 am (UTC)
Re: Причем тут голуби?
Коммунистическую идеологию. Точно так же на троцкистов лаяли и труженики села и прочие. Дело не в науке
ycnokoutellb
Jul. 3rd, 2013 07:52 am (UTC)
Re: Причем тут голуби?
А почему вы тут отделяете от ученых коммунистическую идеологию, а от попов не отделяете инквизиторскую и крестоносную идеологию?
alegat
Jul. 3rd, 2013 08:16 am (UTC)
Re: Причем тут голуби?
По той же причине по которой мне не приходит в голову вменять в вину попам, скажем, чуму. Это внешний фактор, они может и рады бы, чтобы его не было, в программе про него ничего не сказано, но нужно подстраиваться.
Вопросы по троцкизму нужно задавать коммунистам, а не ученым, которые волей случая и обстоятельств втянуты в эти разборки. В научном подходе и описании методологий научных исследований ничего не сказано про троцкизм.
Что можно предъявлять ученым - это опыты над живыми тварями, и в некоторых случаях - людьми. Но во-первых многие из этих действий попадают под уголовный кодекс, т.е. являются аберациями осуждаемым большинством ученых, во-вторых реальная польза от науки в большинстве своем перевешивает загоны отдельных ученых.
ycnokoutellb
Jul. 3rd, 2013 08:43 am (UTC)
Re: Причем тут голуби?
Ну, это вы лично не вменяете попам чуму в вину, а другие атеисты и язычники именно что вменяют :)
http://voisvet.ru/2008/03/30/gigiena_khristian_v_srednie_veka.html
И каждый из вас почему-то считает свои личные критерии зла - универсальными

извините, но политология - это наука, и культурология, и история - вы только теологию не признаете наукой :)
а посему троцкизм всяко имеет отношение к науке и научным работникам делающим злое

(Deleted comment)
ycnokoutellb
Jul. 2nd, 2013 04:31 pm (UTC)
безусловно
ray_idaho
Jul. 2nd, 2013 11:43 am (UTC)
даже конфуцианство и коммунизм не смогли справиться, религии лишь снижают потребность общества в контроле
multiset4
Jul. 2nd, 2013 01:03 pm (UTC)
Все это скорей лишний раз показывает, что добро и зло - понятия относительные. Даже в рамках Христианства.
ycnokoutellb
Jul. 2nd, 2013 04:29 pm (UTC)
В рамках христианства большое значение имеет "людские немощи" и "греховность"
Светские идеологии просто эти вещи вообще игнорируют, катая идеальные программные конструкции, но при этом практика раз за разом рушит весь их материалистический идеализм :)
multiset4
Jul. 2nd, 2013 05:25 pm (UTC)
Как раз немощи и греховность делают добро и зло относительным. Скажем, многие у нас сочувствуют заключенным. Жена продолжает опекать мужа-алкаша, которые ее регулярно избивает. Муж-алкаш возмущается выходкой "пусси райотс" в храме. Бабулька возвращается из храма, лезет в автобус и лихо пинает беременную девушку, чтоб быстрей добраться до свободного сиденья. Беременная девушка покрывает бабульку отборным матом и потом звонит мужу, начиная разговор фразой "привет, зайка". Это все происходит перед глазами...Относительность морали везде.

Само собой, это здорово рушит материалистический идеализм, но оно так же рушит и религиозный идеализм. В общем, долой идеализм, да здравствует пессимизм (материалистический, христианский, исламский и всякий прочий) !
kip21011975
Jul. 5th, 2013 06:40 am (UTC)
Не не не!
Вы зачем то смешали воедино абсолютные вещи и назвали их относительными! Но, на мой взгляд, они от этого не становятся таковыми. Сочувствие, например, очень сложное чувство и назвать его относительно хорошим (т.е. отчасти вредным, несправедливым) можно лишь при многих-многих прочих факторах, да и то вряд ли. Жены очень часто не выдерживают, бьют мужей по голове топорами и идут потом в тюрьму, оставляя детей сиротами. Так будет лучше? Бабулька могла бы не пинаться, а легонько толкнуть девушку под авто, девушка могла бы молча зарядить бабушке правый кросс в затылок (а то ещё и зонтом). Где тут мораль то вообще? Проблема в том, что мы с Вами не можем заглянуть во внутренний мир человека и сравнить каким он был и каким он становится. Также не узнаем доподлинно - что конкретно повлияло на него и почему он меняется. Именно поэтому Церковь призывает нас не осуждать. "Несмертельный Голован" Лескова не читали? Прочтите, он не большой. Ярчайший пример. Примерно 2/3 проповедей в Храмах после службы именно об этом (грубо): "Вы, сукины дети, чего творите вообще!? Почему Вы, не успевая выйти из Храма Божия, начинаете уже грызть друг дружку!? Всё о чем вы говорите и во что верите - ничто, если нет ДЕЛ!" Дел (лично у меня) действительно маловато. Но идеалы у нас есть. Причем нерушимые. И самый главный из них - сами знаете кто.

Edited at 2013-07-05 07:09 am (UTC)
itoogami
Jul. 2nd, 2013 04:32 pm (UTC)
да и сам Константин крестился только в самом конце жизни.
dave_7447
Jul. 7th, 2013 06:10 pm (UTC)
Тогда так модно было...
( 24 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Мои последние записи например

Текущий месяц

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com