Оригинал взят у
Ох, как тут не вспомнить едкий стёб, заполняющий интернет. Стёб, квинтэссенцией которого является сетевая «энциклопедия» Луркоморье... И вот, что бросается в глаза. Мишень этой, современной «сатиры» – абсолютно противоположена. Это не серая масса, которая сидит в интернете, настроена исключительно «жрать, срать, ржать», которая не стремится ни к каким «светлым горизонтам». О нет! Тут все ровно наоборот. «Серая масса», «анонимус», как раз выступает в роли активного субъекта. А объект насмешек – это тот, кто активен и необычен. Тот, кто выдвигает и продвигает новые идеи. Тот, кто мыслит неординарно. Но главное: тот, кто «пассионарен», кто готов пахать и сражаться ради отвлеченных идеалов, а не только для набивания брюха. В общем, объект насмешек за последние десятилетия как-то изменился. Раньше герой должен был смеяться над мещанством, теперь мещане смеются над героизмом.
Зачем «серая масса» стебёт тех, кто живет отвлеченными идеалами? Наверное, это защитная реакция. Когда твои самые смелые мечты – о поездке на Гоа, то человек, мечтающий о чем-то менее личном и более «высоком» - почти всегда вызывает раздражение, если не испуг. Как же, получается он лучше меня? Нет, не может быть! Просто он хочет ненормальный, или имеет какую-то скрытую корысть, вот и изображает из себя этакого идейного трудягу и борца. Конечно! Просто тщеславный псих, с гигантскими амбициозными тараканами в голове… В общем, серость не терпит ничего, что выделяется из неё. Она боится. Она, словно страус, прячет голову в песок от всего, что выше бытового сознания. Прячет, и огрызается глупыми шуточкам в интернете.
Советская официальная сатира – полная противоположность. Конечно, она в какой-то степени «командная». В том плане, что есть темы первостепенные, а есть – запретные. Но при этом она – созидательна. В ней высмеивается не «Виктор Цой, подавившийся мацой», а вполне конкретные пороки общества. Пьянство, тунеядство, жажда наживы. В ней нет постоянной веселой бессмыслицы, зато есть педагогика. Юмор при этом остается вполне себе юмором. Но от него появляется дополнительная польза. Он не только «продлевает жизнь» человеку, но и помогает жизни общества, в какой-то степени.
Сатира страусиная и сатира конструктивная.
Юмор охлоса и юмор аристократов.
Выходит, что так?
Journal information