?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у enjinrer в Интеллигенция и Церковь
 Из интервью М. Соколова журналу "Фома".



(фото с rusk.ru)

— В чем на Ваш взгляд причина распространенности штампов о Церкви, связанных с темами «Церковь и богатство», «Церковь и государство», «агрессивная экспансия Церкви» и т.д.?
— Во-первых, надо бы заметить, что у этих штампов очень давняя история, не то чтобы почтенная, но очень давняя. Как только Церковь выходит из катакомб, она начинает заниматься храмосозиданием, начинает проводить богослужения с полной торжественностью. Я думаю, что где-нибудь в 6 или 7 веке от Рождества Христова какой-нибудь житель тогдашней одичавшей Европы, глядя на храмосозидание, мог сказать то же самое, что говорится в 21 веке. То есть, согласитесь, что величие храмов и роскошь убранства и богослужений прямо наводит на подобные мысли. В конце концов, если Вы не верите в Бога или в Церковь, и считаете, что с Господом Богом вы как-нибудь сами договоритесь, то возникает вопрос, зачем тогда вообще нужна Церковь. И тогда вы вполне логично приходите к выводам в духе Емельяна Ярославского или более ранних авторов, того же Вольтера, что все дело в корыстолюбии попов. Зачем они все это устраивают и дурят трудящихся, когда и на этом свете жить совсем неплохо, а если тот свет даже и есть, то я и сам как-нибудь разберусь? А тут какие-то попы… Наверно, у них есть какая-то корыстная составляющая. Это довольно естественный ход мыслей.

— А для Вас это естественный ход мыслей в контексте европейского Просвещения, или это скорее какая-то аномалия европейского развития?
— Я думаю, что если Вы отвергаете Церковь, и ищете разные аргументы, чтобы себя и других убедить в том, что ничего полезного в этом учреждении нет, то к мысли о своекорыстии вы придете автоматом.

— А чем, все-таки, на Ваш взгляд, вызвана такая острая полемичность определенной части интеллигенции в адрес Церкви? Чем Церковь их так раздражает?
— Ожесточенность и взвинченность всегда была присуща атеистам. Давно замечено, еще со времен Римской империи, что спокойный агностицизм — довольно редкий духовный дар. «Я не имею такого органа чувств, мне это представляется неактуальным и неважным, но другим это представляется актуальным, ну, наверно, им это надо, ну и пусть, а я на этот счет не имею никакого мнения» — такой спокойный агностицизм достаточно редок. В основном же это приобретает характер вражды, злобы, а к тому же становится одним из доказательств бытия Божьего. Если Бога нет, что же вы так яритесь и что же вас так корчит? Можно ли так корчиться по поводу несуществующих вещей?

— Нынешняя интеллигенция отличается от дореволюционной в плане отношения к Церкви? Изменилось ли тут что-то?
— Все скорее повторяется. На самом деле отношения к власти, отношения к Церкви, отношение к разным прочим традиционным институтам как-то очень сильно практически воспроизводится. Как-то получается, что ничего не забыли и ничему не научились.

— А наша страна чему-то научилась?
— Наша страна чему-то научилась. Если бы она ничему не научилась, тогда интеллигентская критика власти, Церкви, всего прочего встречала бы больший отклик в сердцах трудящихся. Трудящиеся тоже, возможно, весьма многим недовольны, но недовольны как-то по другому, не так, как им предписывает интеллигенция. А интеллигенция на это злится и называет трудящихся быдлом.

— Рискну задать такой вопрос: какова, на Ваш взгляд, главная ошибка интеллигента?
— Горд очень.

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 65 успокоились — успокоиться )
lenalexp
Aug. 17th, 2011 06:23 am (UTC)
Если Бога нет, что же вы так яритесь и что же вас так корчит? Можно ли так корчиться по поводу несуществующих вещей?
И действительно, с чего бы это? ;-)) А то, что с помощью этой идеи множество крупных и мелких религиозных организаций очищают карманы легковерных граждан – не в счет.
nut_ok
Aug. 17th, 2011 12:12 pm (UTC)
Ну вот лично Ваши сильно обчистили? вообще пример - кого-нить обчищенного таки мовт образом? Кокнретно обобранного человека? И каков механизм оборания? налог взимают? За требы много берут? (бу-га-га!!!) Или, может, по домама с приставом ходят: "А ну, отдавай свои деньги на благо РПЦ,несчастный!
lenalexp
Aug. 17th, 2011 12:39 pm (UTC)
Ну вот лично Ваши сильно обчистили?
Да, и не только. Религия не только очищает карманы, но и в отдельных случаях убивает людей.

И каков механизм оборания?
Ну, Вы прямо как атеистска. ;-) Вы же сама хорошо знаете этот механизм: начиная от свечей, лампад, лампадного масла, религиозной литературы, и кончая пожертвованиями, именными кирпичиками и сорокаустами.

За требы много берут?
http://irusalimland.myblog.by/sorokoust-o-zdravii/
nut_ok
Aug. 17th, 2011 01:21 pm (UTC)
Не смешите мои тапочки, атеистичный Вы мой. свечки- требы-литература приобретаются абсолютно добровольно - никто их ни из каких карманов не вытягивает, кроме того, это ведь и касается-то только прихожан, которые сами ходят в этот храм. А то я уж подумала Вы о чем серьезном: о связях там с банком Ватикана - это еще хоть можно обсудить, а требы-свечки-брошюрки это же просто смешно.
(no subject) - lenalexp - Aug. 17th, 2011 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 17th, 2011 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 18th, 2011 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 18th, 2011 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 18th, 2011 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 18th, 2011 09:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 18th, 2011 11:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 19th, 2011 09:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 19th, 2011 09:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 19th, 2011 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 20th, 2011 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 22nd, 2011 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 22nd, 2011 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 23rd, 2011 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 23rd, 2011 10:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 24th, 2011 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 24th, 2011 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 25th, 2011 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 25th, 2011 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 26th, 2011 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 26th, 2011 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 26th, 2011 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 29th, 2011 06:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 30th, 2011 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 31st, 2011 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Sep. 1st, 2011 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Sep. 1st, 2011 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Sep. 2nd, 2011 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Sep. 2nd, 2011 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Sep. 5th, 2011 10:33 am (UTC) - Expand
enjinrer
Aug. 17th, 2011 01:23 pm (UTC)
- ...очищают карманы легковерных граждан
- Ну вот лично Ваши сильно обчистили?
- Да.


Я правильно понимаю, что Вы и есть один из легковерных граждан? ;))))
(no subject) - lenalexp - Aug. 17th, 2011 02:15 pm (UTC) - Expand
buhator
Aug. 17th, 2011 07:12 am (UTC)
На самом деле интервьюированный почему то не ответил на самому себе поставленный вопрос, а именно: Для чего все таки нужно богатое убранство храмов? Для чего нужно много храмов, если они не работают и в половинную нагрузку и на три четверти пусты?
Мне, признаюсь, и самому интересно.
lenalexp
Aug. 17th, 2011 08:15 am (UTC)
Для чего все таки нужно богатое убранство храмов? Для чего нужно много храмов, если они не работают и в половинную нагрузку и на три четверти пусты?
Для привлечения внимания потенциальных клиентов важна упаковка. ;-)
enjinrer
Aug. 17th, 2011 11:20 am (UTC)
Да что тут мелочиться, они и на одну сотую не заполняются!
buhator
Aug. 17th, 2011 11:34 am (UTC)
И это все, что верующий может сказать по данному вопросу? М-мда, я ожидал что все-таки верующие знают, зачем им нужна роскошь в многочисленных храмах.
enjinrer
Aug. 17th, 2011 11:57 am (UTC)
А Вы знаете, для чего такая люстра в Большом театре?
buhator
Aug. 17th, 2011 12:27 pm (UTC)
Разумеется. Когда был построен большой театр, люди еще не знали электрического освещения и помещения освещались по старинке. Большие помещения было принято освещать с помощью свечных или газовых люстр. Чем больше было помещение, тем больше требовалась и люстра.
Если вы пытались ответить на мой вопрос таким образом, что мол "это все для красоты", то смею на это возразить что красота не есть роскошь, одно из другого не следует и они не являются синонимами.
(no subject) - enjinrer - Aug. 17th, 2011 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 17th, 2011 02:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 17th, 2011 02:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 17th, 2011 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 17th, 2011 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 17th, 2011 09:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 18th, 2011 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 18th, 2011 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 18th, 2011 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 18th, 2011 01:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 19th, 2011 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 19th, 2011 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 19th, 2011 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 19th, 2011 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 22nd, 2011 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 22nd, 2011 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 23rd, 2011 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - buhator - Aug. 23rd, 2011 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - enjinrer - Aug. 24th, 2011 10:41 am (UTC) - Expand
nut_ok
Aug. 17th, 2011 12:14 pm (UTC)
Для того, что храмы - такие же свидетелсьтва культура и произведения искусства народа, как, скажем, картины, музеи, фильмы и многое другое. Такие же материальные свидетельства. Архитектурно-художественные, если хоттите. Зачем нужны помезичьи усадьбы? ну, жили бы себе в избах? Ан, нет, ведь строить усадьбы потянуло!
buhator
Aug. 17th, 2011 12:50 pm (UTC)
***Для того, что храмы - такие же свидетелсьтва культура и произведения искусства народа***В том, что архитектура храмов, иконопись, священные сосуды и т.п. являются частью нашей культуры, никто не сомневается. Вопрос в другом, для чего роскошь храмов нужна была христианам? Для чего продолжается строительство приходов в тех местах, где относительно недалеко уже есть храмы?
nut_ok
Aug. 17th, 2011 01:18 pm (UTC)
Вы знаете, может то, что я сейчас скажу Вас очень сильно поразит, но христиане, как это ни странно тоже часть мировой культуры со всеми отсюда вытекающими, да...
buhator
Aug. 17th, 2011 02:44 pm (UTC)
Христиане не являются частью мировой культуры, к вашему сведению (мы с вами например не являемся, поскольку не внесли в нее никакого вклада), частью мировой культуры является христианство.
Кстати, я не понял про "все вытекающие".
( 65 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Мои последние записи например

Текущий месяц

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com