ycnokoutellb (ycnokoutellb) wrote,
ycnokoutellb
ycnokoutellb

Categories:

Наука и ислам

Общаясь с апологетами ислама, часто можно услышать, что ислам способствует развитию образования и науки, но так ли это на самом деле? Попытаемся найти ответ на этот вопрос. А поможет нам в этом Фарес Нофал (fares_nofal), сириец, много лет проживший в Саудовской Аравии, для которого арабский язык является родным и который хорошо знаком с исламом по первоисточникам.



Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.

1. Фарес, можно ли назвать образованным человеком пророка ислама Мухаммада?

Так уж исторически сложилось, что Аравийский полуостров был всегда периферией, причем во всех жизненных аспектах. Аравия просто никому не была нужна. Ни одна крупнейшая империя истории (кроме персидской, правда заняла она всего лишь стратегически важные южные и восточные побережья) не нуждалась в бессмысленных барханах полуострова и воинственных племенах-кочевниках, их населявших. И, конечно же, возникновение языков, грамоты и науки обошло эти края стороной. Образование было доступно лишь немногочисленной купеческой интеллигенции, "прорывающейся" два раза в год на север в Сирию, и то, это образование получали лишь единицы. В такой среде и родился пророк ислама Мухаммад. Но за образованием он никогда и не гонялся. И, как ни странно, мусульмане всех времен почитают это за честь. Да, именно честь они видят в этом и подтверждение богодухновенности Корана и Сунны. Ведь как мог безграмотный мужчина сам сочинить такое чудо, в котором последователи его и ныне находят т.н. "научные чудеса"? Сам Коран подтверждает этот факт: «Уверуйте же в Аллаха и в Его Посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем»[1].

Но так ли это на самом деле? Думаю, что да. Анализ всех "чудес" Корана говорит о том, что уровень знаний Корана соответствует примитивным народным представлениям тех времен, а Корану далеко до литературного совершенства. Учение Корана пополнялось в соответствии с обстоятельствами жизни Мухаммада, не представляя экстраординарного явления даже для тех времен. Поэтому оснований не доверять этому утверждению нет, а если утверждать вслед за мусульманами, что Коран – это слово Божье, то - тем более.

2. Что сказано об образовании в Коране и Сунне?

Коран поощряет знание. «Аллах возвышает степенью тех из вас... которым даровано знание»[2]. Знание поощряет и Мухаммад: «Поиск (требование) знания – обязанность каждого мусульманина»[3]. Конечно же, если целью жизни мусульманина является почитание Аллаха, то и знание религиозное стоит на первом месте[4].

3. Были ли в истории ислама периоды, когда наука процветала? Если да, то какие предпосылки были этому и почему этот период закончился?

Интересна страсть апологетов ислама причислять себе лучшие изобретения периода "золотого века ислама" (XIV-XV вв.). В реальности, ислам не привнес в мировую культуру ничего, кроме самого себя, но, тем не менее, исповедующие его высшей истиной утверждают, что именно он стимулировал ученых к исследованию природы и ее законов. Но так ли это?

На самом деле это - нелепая мистификация. Судите сами. По словам имама Аль-Ашари, Бог творит мир - заново каждый миг[5]. Следовательно, какой смысл исследовать мир, изменяющийся и образовывающийся по-новому каждую минуту? Да еще и неизвестна Воля Аллаха – а вдруг завтра все будет вообще будет иначе и солнце взойдет на западе? Это так же стимулирует научную мысль, как устав КПСС – развитие религиозных культов...

Но, как ни странно, в "Золотой век" ученые у исламской уммы были. Великие имена: Хорезми, Джабир ибн Хайан, Аль-Кинди... Но принадлежат ли они исключительно умме? Очевидно, нет, и вот почему. Родиной всех этих ученых были Междуречье (Ирак) и Персия, которая тогда была жемчужиной востока, и перенявшая как знания, так и элементы религии Греции.

Вы спросили меня о причине окончания этого периода. Я хотел бы задать более логически вытекающий из этого вопрос: почему же после завоевания исламом этих земель плеяда ученых прервалась? ... Ислам привнес лишь сам себя в культуру этих земель, поглотив собою в последующем все другое. Из наук развивались лишь риторика, филологические дисциплины и архитектура. Совсем другой, отдаленный от истинного исламского оккупационного поведения пример проявился позже, при завоевании Андалузии в VIII-XVвв. Испано-исламская культура отличалась от исламского Ближнего Востока тем, что завоеватели не побоялись смешать труды своих художников, скульпторов и уже упоминавшихся ученых с плодами и достижениями христианской культуры Европы. Халифы Андалуса показали миру высшую степень мудрости, проявив невиданную и ныне терпимость и восприимчивость к иной культурой. В итоге исламское искусство и европейская наука образовали одно из самых ярких государств в истории человечества.

4.Как современные мусульмане относятся к образованию и науке?

Дело в том, что исламский восток не знал об образовании до колонизации его Францией и Англией. До Саудовской Аравии жажда к знаниям докатилась и того позже – в середине прошлого века, когда выяснилось какие запасы нефти лежат в недрах страны. Королевство поняло перспективы, которые дает "черное золото", и за рекордно короткий срок реформировало все, в том числе и министерство образования. Вслед за социалистической Сирией и либеральным Ливаном, суннитская страна ввела приказ об обязательном среднем образовании. Более того, страна поощряет выезд лучших учеников за границу для получения специальности. Но, увы, в обществе тенденция обратная. Я был свидетелем, как учащиеся 9, 10 и 11-го классов на вопрос о выборе профессии ответили довольно лаконично: пастух...

5. Что собою представляет система среднего и высшего образования в странах, где главенствует ислам?

Прежде всего, следует определиться, какие страны мы имеем в виду. В Сирии, Ливане и Египте, к примеру, довольно европезированная система образования. Школа в этих странах делиться на начальную, среднюю и высшую. Обязательным является обучение в начальной школе (неполное среднее образование). Двенадцатый класс заканчивается экзаменами, по количеству баллов которого и определяется круг ВУЗов, доступных для поступления абитуриента. Самый высокий процент баллов требует медицинский ВУЗ (не менее 98%), после него – инженерный (около 90%). ВУЗы же построены на том же принципе, что и европейские: лекторная система, зачеты, практика... Интернатура, аспирантура и докторантура также построены на соответствующих западных стандартах.

Но чем южнее, тем дело хуже. Взять, к примеру, ту же Саудовскую Аравию. Уровень образования низок, точные науки преподаются на примитивном уровне (лишь в 11 классе ученик впервые слышит про простейшие тригонометрические функции), курс истории охватывает лишь историю исламских стран и завоеваний, а английский язык на уровне алфавита начинают изучать лишь с 6-го класса. Лидируют религиозные дисциплины, арабский язык и литература (курса зарубежной литературы нет). Что в ВУЗах, что в школах девиз один: воспитать мусульманина в первую очередь... И становиться жаль тех, кто поехал получать высшее образование за рубежом – нелегко им придется на первых порах, с их-то пробелами в знаниях...

6. Какое место занимают религиозные дисциплины в среднем и высшем образовании исламских стран?

Тут я лучше процитирую свой аттестат, с которым я когда-то окончил одну из школ КСА:

"Предметов: 20

Пройдено успешно: 20

Предметы:

-Коран (100 б).

-Толкование Корана (100б).

-Сунна. Изречения пророка Мухаммада(100б).

-Исламская теология (100б).

-Шариат. Исламская юриспруденция (99б).

-Шариат. Исламские обряды (97 б).

-Техника чтения Корана. Таджуид (100б)...

А если учесть, что остальные гуманитарные науки базируются именно на религиозной основе (так как цель жизни человека вообще сводится лишь к почитанию Аллаха), можете представить, какую идеологическую нагрузку несет в себе эта программа обучения.

7. Какие науки наиболее сильно развиты в исламских странах?

Богословско-теологические, филологические и обще-гуманитарные: история, социология, педагогика и некоторые другие.

8. В исламских странах доступ к образованию одинаковый у мужчин и женщин? Существует ли какие-либо ограничения на получения образования по религиозному признаку?

Опять же вот что интересно: чем дальше страна от исконного ислама, тем слабее этот вопрос ощутим. В республике Сирия, к примеру, перед образованием одинаково равны мужчины и женщины, христиане и мусульмане. Более того – женщине не нужно согласие родителей или мужа на поступление в ВУЗ или окончание школы. Религиозные дисциплины в сирийских школах умещаются в одну книжку (1 час в неделю), и зависят от религии учащихся – дети мусульман учат основы исламского вероучения, а христиан – христианского. Но далеко до этого идеала Йемену, Саудовской Аравии и Бахрейну. Мало того, что женщина полностью зависима от мужчины в вопросе образования (равно как и в любом другом вопросе); в институтах этих стран многие кафедры закрыты для женщин: и лишь в медицинские, педагогические и экономические (и то – лишь на обучение "канцелярско-секретарскому делу") и поступают абитуриентки. Что касается детей христиан, то родители предпочитают отдавать их в частные иностранные школы, где они будут ограждены от ненависти и идеологизированности программы.

9. Фарес, есть ли у вас личный опыт обучения в школах Саудовской Аравии? Если да, расскажите о нём.

Я проучился в разных школах Королевства Саудовская Аравия более 7-и лет. Эти семь лет мне лично дали многое. Видение идеологии изнутри, а вместе с этим и плодов ее насаждения – это самое страшное, что может быть даровано любому стороннему наблюдателю за этим обществом. Может, я выскажу вещь, странную для многих, но молодежь этого государства намного развращеннее их сверстников, проживающих в Европе и США. Низкий уровень образования, поощрение религией человеческих страстей по совместительству с запретом на их выплеск породило омерзительное явление повсеместной гомосексуальности, которое юноши не стеснялись проявлять даже в школе. Закрытые стены школ и раздельная система образования не позволяли увидеть, что происходит в учебных заведениях, где учились девушки, но хватило и этого. Были семена – и налицо плоды...

10. Насколько высок процент не образованных людей в исламских странах?

Этот процент достаточно высок. Но если в Египте он составляет 20%, то на Аравийском полуострове он и того выше – около 40-50%

11. На ваш взгляд, ислам способствует развитию среднего и высшего образования, а также науки?

Смотря какой ислам. Ислам исконный сам логически исключает естественно-научное знание. Лишь очеловеченный, одухотворенный ислам дал возможность развитию культуры, науки, а, следовательно, и образования. Почему? Ответ прост. Вслед за христианской культурой он откликнулся на призыв исследования, а значит, и за призывом Господа к совершенству. Взгляд, обращенный вокруг, приближает человека не к исламскому творцу-деспоту, а к истинному Богу-Любви. Остается лишь надеяться, что призыв этот будет услышан, и страны ислама наконец-то вырвутся из тьмы седьмого века к свету познания природы и самих себя.

[1] Коран 7:158

[2] Коран 58:11

[3] Ибн Маджа. 1/81. №224

[4] http://www.alifta.org/Fatawa/fatawaDetails.aspx?BookID=3&View=Page&PageNo=1&PageID=4331

[5] Хамуд Гураба. Абу Аль-Хасан Аль-Ашари. Каир, 1973г., стр. 86

Tags: ислам
Subscribe
promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments