?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В преддверии Дня Победы в блогосфере ожидаются тяжелые бои между атеистами и православными с применением всех видов полемического оружия, в том числе самых мощных - надписи на пряжках ремней немецких солдат и обменом поздравительных телеграмм между Гитлером и Сталиным.
В этой связи хотел бы дать думающим головам с обеих сторон пищу для размышлений. В главный юбилей Крещения Руси атеисты сделали ход конем и выпустили критическую книгу в адрес Церкви, "содержащую критический анализ основных аспектов идеологии и практики современного русского православия в канун его тысячелетия.". Целью книги была попытка показать "несостоятельность попыток богословов представить современное русское православие положительным фактором социального прогресса, хранителем культурных традиций".
На фоне такой агрессивной аннотации очень интересно выглядит глава посвященная позиции РПЦ во время войны. Естественно автор пытается выставить своих белыми и пушистыми, но тем не менее...Читаем:



"Подавляющее большинство советских людей, воспитанных партией в духе непоколебимой преданности своему социалистическому Отечеству, не спасовали перед горем, которое принесла нам война, не усомнились в своей способности собственными силами одолеть жестокого и коварного врага; беда не сломила их, а закалила; страданиям они противопоставили силу своего духа и не изменили атеистическим убеждениям. Однако некоторая часть советских граждан {главным образом тех, кто лишь недавно порвал с церковью и еще не преодолел остатков религиозности, а следовательно, не утвердился на атеистических рубежах) дрогнула перед лавиной горя, бед и лишений, порожденных войной, и снова вернулась в церковную ограду, ища там если не спасения, то хотя бы утешения. Стали воссоздаваться давно распавшиеся приходы, возобновляли свою деятельность храмы, ранее закрывшиеся за ненадобностью, возрождались некоторые монастыри.
Особенно заметно усилилась религиозно-церковная активность приверженцев русского православия (равно как и других религий) на оккупированной врагом территории, где горе и страдания достигли высшей точки, провоцируя у слабых и растерявшихся людей потребность в иллюзорном восполнении, даваемом религией. Да и фашистские оккупационные власти содействовали оживлению церковной деятельности, полагая, что обращение к религии отвлечет какую-то часть населения от активного сопротивления захватчикам, от участия в партизанской борьбе с врагом.
Что же касается поведения епископата и духовенства Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны, то оно было далеко не однозначным.
Некоторые архиереи и священнослужители, оказавшись на временно оккупированной врагом территории, пошли в услужение к гитлеровцам и тем самым встали на путь предательства, измены своему Отечеству, на преданность которому ориентировала их декларация митрополита Сергия (Старогородского). Были предприняты попытки возродить самостоятельность Украинской и Белорусской православных церквей, Балтийского экзархата, создать профашистские церковные организации и объединения. Другие служители культа отказывались от сотрудничества с оккупантами и занимались чисто церковной деятельностью. Были среди них и такие, кто участвовал в движении Сопротивления врагу, сотрудничал с партизанами. Таким образом, принципиальные различия в их поведении на занятой врагом территории были вызваны не религиозными мотивами, а чисто гражданскими.

Епископат и клир, находившиеся на свободной от оккупантов советской территории, были более единодушны в своем отношении к гитлеровским захватчикам. Они поддержали патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, который в первый же день развязанной гитлеровцами войны обратился к верующим с призывом встать на защиту Родины и выразил уверенность в победе советского народа над вероломным врагом. Таких посланий, проникнутых высоким патриотическим духом, митрополит Сергий выпустил более двадцати.
Руководствуясь гражданскими чувствами, иерархи, священнослужители и миряне Русской православной церкви не ограничивались молебнами о даровании победы Красной Армии, а непосредственно участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу. Как и другие граждане нашей страны, они вносили в Фонд обороны деньги, золотые и серебряные вещи, облигации государственных займов и т. и. В церковных приходах был проведен сбор средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского и эскадрилью боевых самолетов имени Александра Невского.
Все это свидетельствовало о том, что большинство иерархов и клириков Русской православной церкви действительно стали считать страну победившего социализма своим Отечеством, гражданской Родиной и близко к сердцу принимать, как провозглашала одобренная декларация патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, ее радости и горести, успехи и неудачи. Патриотизм православного епископата, духовенства и рядовых мирян в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов был выражением зрелости их гражданских чувств. Но религиозным сознанием он воспринимался как результат добросовестного выполнения церковного долга, как одно из доказательств их преданности православию. Это возвращало русскому православию симпатии тех советских граждан, которые ушли из церкви в тот момент, когда она стояла на контрреволюционных, антисоветских позициях, поднимало престиж церковного руководства в глазах верующих и колеблющихся и давало возможность официальным инстанциям Московской патриархии принять меры к упрочению позиций церкви в стране, охваченной войной.
В руководящих кругах Русской православной церк¬ви созрело намерение укрепить все звенья Московской патриархии и восстановить церковные структуры, разрушившиеся в годы конфронтации обновленцев и староцерковников, чтобы тем самым довести до логического завершения процесс реорганизации, начатый в свое время митрополитом Сергием. Поскольку к тому времени все антисергиевские группировки практически изжили себя и не могли создать реальных помех, у сторонников патриаршего местоблюстителя не было больше препятствий для окончательной консолидации церковных сил, и они приступили к делу,
8 сентября 1943 года в Москве состоялся собор епископов Русской православной церкви, в котором приняли участие 19 архиереев Московской патриархии. Был заслушан доклад митрополита Сергия о патриотической работе церкви в годы Великой Отечественной войны, а затем состоялось избрание патриарха. На эту должность был выдвинут и единогласно избран Сергий (Старогородский), ставший двенадцатым со времени восстановления патриаршества в Русской православной церкви патриархом Московским и всея Руси.
Новоизбранный патриарх Сергий обратился к христианам всего мира с призывом «дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом в мировой борьбе за попранные Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества». Собор с церковных позиций осудил предателей Родины, сотрудничавших с гитлеровцами. «Всякий, — говорилось в соборном постановлении, — виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник креста господня, да числится отлученным, а епископ или клирик — лишенным сана» (Цит. по: Патриарх Сергий и его духовное наследство. Изд. Московской патриархии, 1947, с. 45). "


Источник: Н. С. Гордиенко. Современное русское православие Издательство: ЛЕНИЗДАТ, 1988 г

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 21 успокоились — успокоиться )
furrycobra
May. 5th, 2011 07:16 pm (UTC)
Ну, судя по тому, что я знаю о церкви в том периоде нашей истории (а знаю я не очень много, если честно) - автор если и погрешил против истины, то несильно.
Что, несомненно, радует.
partizan_1812
May. 5th, 2011 07:55 pm (UTC)
Кроме тона и умолчаний. Нет ни слова о том, что церковь преследовали и во время войны, несмотря на все вышеизложенное. Утверждение
@В руководящих кругах Русской православной церкви созрело намерение укрепить все звенья Московской патриархии и восстановить церковные структуры, разрушившиеся в годы конфронтации обновленцев и староцерковников, чтобы тем самым довести до логического завершения процесс реорганизации, начатый в свое время митрополитом Сергием. Поскольку к тому времени все антисергиевские группировки практически изжили себя и не могли создать реальных помех, у сторонников патриаршего местоблюстителя не было больше препятствий для окончательной консолидации церковных сил, и они приступили к делу, 8 сентября 1943 года в Москве состоялся собор епископов Русской православной церкви@
настолько лживо умолчаниями, что хочется сказать
АФФТАР, ВЫПЕЙ ЙАДУ!
Использую эти слова как оценку только. У меня нет никакого желания, чтобы автор хоть как-то себе повредил.
furrycobra
May. 5th, 2011 07:58 pm (UTC)
Ну, вполне возможно.
Я говорю, что тут не сильна. :о)
partizan_1812
May. 5th, 2011 08:18 pm (UTC)
А я Вас и не критикую совсем. Действительно, написано это уже в духе 1988, а не 1938 года; в этом нет сомнений. Но про преследования, про то, что патриаршество восстанавливать не позволяли, про то, что участников собора везли на собор из лагерей, нет ни слова. Смешно читать про церковные структуры "разрушившиеся в годы конфронтации обновленцев и староцерковников". Ыыыыыыыыыы! А про НКВД ничего не сказано. Оно тут ни при чем.

Это как в те годы экскурсоводы всякое разрушение церквей обычно приписывали военным действиям. "Эта церковь пострадала во время ВОВ, и эта, и эта." Прям, каждый раз на бескрайних просторах многострадальной Родины разворачивалось нешутейное сражение за каждую церковку. Только в местах, которые оставались в глубоком тылу во врема ВОВ такое объяснение не проходило. Там обычно на Шурика(ТМ) сваливали. :))
ycnokoutellb
May. 5th, 2011 08:29 pm (UTC)
В качестве иллюстрации
Фашики прошли мимо :)

azbukywedy
May. 5th, 2011 08:47 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
Какие-то фашисты ненастоящие :))
partizan_1812
May. 5th, 2011 09:03 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
ФОшЫзды как фОшЫзды. Можно даже угадывать год и местность по виду церкви и по мундирам окаянных фОшыздофф.
partizan_1812
May. 5th, 2011 09:01 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
Конечно, что им церкви рушить.
Можно предположить, что во время наступления КА, когда все отбирали обратно, но не везде же были бои, и к тому же, чтобы разрушить церковь, надо по ней прицельно и интенсивно палить.
medovaiagora
May. 5th, 2011 10:57 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
Справедливости ради, колокольня - хороший артореектировочный пункт.
Ну и

На горе - на горушке стоит колоколенка,
А на колоколенке строчит пулемёт,
И лежит на полюшке, сапогами к солнышку,
С растакой-то матерью наш геройский взвод

(с)
:(
partizan_1812
May. 6th, 2011 11:50 am (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
Разумеется.
Но было немало мест, где населенные пункты занимали без боев, слишком быстро наступали или же фОшЫЗДЫ проклятущие (ТМ) "спрямляли фронт". А и там порушены. К тому же порушены не только колокольни. :))
medovaiagora
May. 6th, 2011 12:01 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
Ну, кроме фашистов ещё потом обратно русские наступали...
Тут кстати и Исаев пишет http://dr-guillotin.livejournal.com/95544.html
Колокольня может использоваться и как вспомогательная точка наводки артиллерии. Немцы, например, разрушили кирху на Зееловских высотах, когда сами их контролировали, готовясь к отражению. советского штурма...
Не только колокольни... каменная церковь это вообще мощный узел обороны в деревянном селе, с толстыми стенами:( К тому же по верхушке колокольни сложно попасть - промахи не дают воронок, поэтому били под основание.

Хотя конечно было, что до войны взрывали церкви, но я так понимаю, нечасто и только главнейшие соборы, и то не все... В сёлах же чаще переделывали под клубы или склады:(
partizan_1812
May. 6th, 2011 12:19 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
Я и говорю про наступление КА. Немцы обычно слишком быстро наступали для разрушений. Доказательство - большое число открытык при немцах храмов.

Не везде были затяжные позиционные бои. Многие города и села КА брала быстро и без боя.

Но не было такой церкви в СССР к западу от Москвы про которую не говорили, что разрушена во врема войны. Разрушались они часто просто от небрежения. Сначала попов выгнали, потом клуб или МТС устроили, потом село пришло в упадок к 1970м годам, клуба уже не было, как и людей в селе, сквозь церковные стены проростали молодые березки, вываливались кирпичи.. Это было одинаково характерно как для той части Моск. области (например), которая была оккупирована и для той, которая не была.

Но все равно в этом виноваты они, ФОШЫЗДЫ проклятущие(ТМ)! Они нам ответят за протопопа Аввакума и Тараса Бульбу!
partizan_1812
May. 6th, 2011 12:35 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
Извините, понял, что не совсем полно ответил. Подумал, что и так очевидно.
@Хотя конечно было, что до войны взрывали церкви, но я так понимаю, нечасто и только главнейшие соборы, и то не все... В сёлах же чаще переделывали под клубы или склады:(@

Мжет быть и не все сельские и "неглавные" городские церкви взрывали, но в том, что многие из них исчезли можно убедиться взяв хороший путеводитель по любому городу России (по Москве, например). В том, что многие церкви в селах были совершенно разрушены легко было убедиться, походив и поездив по родной стране или по окрестностям любого города. Разрушенная церковь была визитной карточкой русского пейзажа в 70-80е годы.

В том, что не все они были именно взорваны, я с Вами совершенно согласен (см. мой предыдущий коммент).
8autumn8
May. 6th, 2011 02:28 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
У нас недалеко в военные годы церковь взорвали просто на кирпичи - вымостили ими дорогу, по которой вроде как техника шла.
partizan_1812
May. 6th, 2011 05:19 pm (UTC)
Re: В качестве иллюстрации
И во многих других местах. И в войну, и до, и после.
ycnokoutellb
May. 5th, 2011 08:30 pm (UTC)
На фоне злобного скрежета аля антирелиджн.ру - это просто апупеоз объективности
furrycobra
May. 5th, 2011 08:34 pm (UTC)
Вот и я о том же...
partizan_1812
May. 5th, 2011 09:02 pm (UTC)
Да, конечно. С этим я не спорю.
kipha
May. 6th, 2011 09:42 am (UTC)
Умилил один из основных посылов статьи: Церковь получила в глазах верующих (околоверующих) людей авторитет от советской власти, когда снялась с антисоветских позиций. Т.е. не позиция Церкви во время войны укрепила советскую власть, а наоборот - советская власть укрепила Церковь своим авторитетом.
На этих словах я омочил слезами рукава и ушёл дальше работать.
pitanov
May. 6th, 2011 10:55 am (UTC)
Гордиенко, это тот который друг Свидетелей Иеговы... Вам не всё равно что этот "учёный" пишет?!
ycnokoutellb
May. 6th, 2011 11:01 am (UTC)
Я в курсе, поэтому его слова особо ценны в полемике ибо он не из "нашего лагеря" и защищать нас у него резонов нет
( 21 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Мои последние записи например

Текущий месяц

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com