?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пролетарское пьянство

Источник: Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева.



История нового общества, создание которого в Рос­сии началось после октябрьского переворота 1917 г., тра­диционно изображалась в советской историографии как успешно развивавшийся поступательный процесс. В пер­вую очередь это касалось переустройства повседневной жизни, семейного уклада, ведения домашнего хозяйства, устройства жилища, сферы досуга, т. е. того, что непо­средственно влияло на формирование облика так называ­емого нового человека. Широкое распространение полу­чила (при поддержке властей) литература о быстром и безвозвратном искоренении пережитков или, как тогда говорили, родимых пятен капиталистического прошлого: пьянства, преступности, проституции, самоубийств.
...На самом деле ситуация была гораздо сложнее. Нес­лучайно сведения о количестве алкоголиков, наркоманов,
бандитов, насильников, проституток до недавнего време­ни огласке не подлежали и для исследователей были не­доступны. Ныне научная разработка данной проблемы сущест­венно облегчилась. Началось рассекречивание материа­лов, свидетельствующих о распространении пьянства, су­ицида, сексуальной коммерции.
... До революции в России предпринимались попытки частично найти формы более или менее культурного приобщения населения к спиртному. Функции контроля в этой области брала на себя церковь. В частности, с пьянством боролись мно­гие секты. Существовала и определенная светская тради­ция трезвеннической пропаганды - действовали антиал­когольные общества, приюты для алкоголиков и т. д.
Советская власть унаследовала отрицательное отно­шение государства к алкоголизму. Но в основу при этом был положен классовый подход: пьянство в новом обществе объявлялось пережитком капитализма.




Несмотря на то что в стране действовал сухой закон, введенный еще в 1914 г. и фактически подтвержденный большевиками в 1919 г., население не собиралось отказываться от употребления спиртных напитков. В отсутствие свободной продажи водки процветало самогоноварение. Кроме того, рабочие часто употребляли одеколон, палитуру, лак, денатурат. Это, в частности, подтвердило обследование верхисетского завода «Красная кровля» на Урале. Не брезговали по­добными напитками и в крупных городах. К.И. Чуков­ский описал в своем дневнике потрясший его случай. Ле­том 1924 г. из помещения биостанции в Лахте под Петро­градом стали систематически исчезать банки с заспирто­ванными земноводными. Оказалось, что группа солдат регулярно совершала набеги на станцию в целях добычи алкоголя, хотя было известно, что змеи, лятушки и яще­рицы заливались спиртом с формалином — смесью, малопригодной для питья.



С окончанием гражданской войны в среде фабрично-заводских рабочих стали возрождаться забытые в период военного коммунизма и трудармий обычаи: следовало
обмыть первую получку, новое сверло, напоить коллег по работе, «спрыснуть блузу» и т. д. В 1922 г. во многих го­родах женщины и дети стали устраивать кордоны у про­ходных промышленных предприятий в дни зарплаты. Ти­пичным для того времени является коллективное письмо работниц Московско-Нарвского района Петрограда в ре­дакцию «Петроградской правды», написанное осенью 1922 г.: «Окончился пятилетний отдых работниц, когда они видели своего мужа вполне сознательным. Теперь опять начинается кошмар в семье. Опять начинается пьянство...»3
...
По данным С.Г. Струмилина, собранным в 1923- 1924 гг., распростра­ненной формой досуга всех слоев городского населения сопровождались выпивкой. В 1923 г. даже несовершеннолет­ние рабочие тратили на приобретение спиртного 4 % сво­его заработка. У взрослых затраты были выше. Следует учесть, что здесь приведены сугубо официальные цифры. Сколько же тратилось на покупку самогона, браги, денату­рата — неизвестно. Но главное не подлежало сомнению: значительная часть населения страны страдала от наследст­венного алкоголизма. В Ленинграде, например, этим неду­гом страдали более трети рабочих в возрасте до 25 лет.



Власть безудержно наращивала производство алкоголя и в дальнейшем, особенно с конца 20-х годов.
Советскую водку называли «рыковкой» в честь пред­седателя СНК СССР Н.И. Рыкова, подписавшего прави­тельственный декрет о производстве и продаже водки. В среде интеллигенции в середине 20-х годов даже ходил анекдот, что в Кремле каждый играет в свою карточную игру: Сталин — в «короли», Крупская — в «Акулъку», а Рыков - в «пьяницу». Любопытно, что новая советская расфасовка спиртного получила в народе своеобразные шутливые, но весьма политизированные названия. Так, бутылку объемом 0,1 л называли пионером, 0,25 л — ком­сомольцем, а 0,5 л — партийцем.



Потребление водки резко возросло. В Ленинграде, например, в 1924— 1925 гг. ее было выпито 617 тыс. ведер, а в 1927-1928 гг. - уже 2 063 тыс. ведер. В стране увеличилась смертность в резуль­тате отравления спиртным: с 2,6 случаев на 100 тыс. чел. в 1922 г. до 44 — в 1928 г. Возросло и число лиц, страдавших алкогольными психозами. В 1922 г. они составляли 2 % всех зарегистрированных душевнобольных, а в 1927 г. — уже почти 19 %.
Наиболее склонной к пьянству оказалась пролетар­ская среда, где потребление алкоголя с 1924 по 1928 г. вы­росло в 8 раз. Согласно данным обследования 1927 г., в крупных городах европейской части РСФСР только мо­лодые рабочие расходовали на пиво и вино уже 16- 17 % заработка, т. е. в полтора раза больше, чем на книги, В Ленинграде на вопрос о систематическом потреблении алкоголя утвердительно ответило 58 % молодых мужчин и 23 % женщин6. В маленьком городке Шуя все молодые рабочие пили водку и пиво, причем почти половина из них не скрывала, что при возможности напивались «до потери сознания».



С 1926 г. началась организованная борьба с пъянством. Пик антиалкогольной кампании пришелся на конец 1928 — начало 1929 г. — время всесоюзного комсомоль­ского культпохода. Во многих крупных городах специ­альными постановлениями городских советов была за­прещена торговля спиртными напитками в праздничные дни. В рабочих аудиториях в дни получки периодически проводились встречи родителей и детей. Они проходили под лозунгом «Отец, брось пить. Отдай деньги маме».
...
К 1930 г. кампа­ния государственной борьбы с пьянством в основном
В 30-е годы партийно-государственная система стремилась еще больше политизировать общечеловечское осуждение алкоголизма. Лица, злоупотреблявшие вином и водкой , которых раньше чаще всего называли жертвами капитализма, теперь были объявлены и приспешниками троц­кистко-зиновьевской банды. Призывы ЦК ВЛКСМ к международному юношескому дню 1936 г. гласили: «Пьян­ки — главный метод вражеской работы среди молодежи. Организуем беспощадную борьбу с пьянством». На уровне обыденного сознания этот лозунг преломлялся очень свое­образно. В 1937 г., на конференции рабочей молодежи «Красного треугольника», один из выступавших, критикуя обком ВЛКСМ за политический недосмотр за «творческим молодняком», сказал о Б. Корнилове: «Он, конечно, поэт, но страшная пьяница, и потому стал врагом народа»11



По мере возвращения к мирной жизни волна хулиганства начала стремительно нарастать. Даже в таком «женском» промышленном центре, как Иваново-Вознесенск, за три года, с 1923 по 1926, количество хулиган­ских проявлений выросло в 10 раз. На улицах Москвы, Ленинграда, Ростова, Свердловска и других городов со­ветской России бесчинствовали хулиганы, главным обра­зом молодые люди до 25 лет. Это было специфической советской чертой - в царской России среди хулиганов преобладали люди от 30 до 45 лет. Изменился и социаль­ный состав преступников и характер преступлений.
На грани преступности действовала рабочая моло­дежь, которая просто изощрялась в разнообразных вы­ходках, мешавших спокойной жизни граждан. В некото­рых случаях это было, казалось бы, невинное озорство, похожее на проделки средневековых школяров, шутки ради снимавших штаны с судей и монахов. Так поступи­ли нижегородские комсомольцы с секретарем ЦК РКСМ Л. Шацкиным, брюки которого показались им совсем не пролетарскими. Парни с рабочих окраин упражнялись в кулачных боях стенка на стенку, как в деревнях, толь­ко в городах битвы шли между районами и кварталами.

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 23 успокоились — успокоиться )
martin_luter
Apr. 19th, 2011 07:21 pm (UTC)
Интересная подборка.
На ру_антирелиджн атеисты как-то с пеной у рта убеждали меня, что одна из причин пьянства в народе... церковные праздники. В качестве аргумента ссылались на пропагандистский плакат 20-ых годов.)))
enjinrer
Apr. 19th, 2011 07:37 pm (UTC)
Да... и какие, интересно, церковные праздники вызвали рекордные показатели по потреблению алк-ля в 60-70-х годах? ;)
martin_luter
Apr. 19th, 2011 07:47 pm (UTC)
Вы это у атеистов спросите. Мне они рассказывали про алкогольные психозы после рождественских каникул.)))
ycnokoutellb
Apr. 19th, 2011 07:37 pm (UTC)
Отчасти это верно - пока большевики свои праздники придумывали, старые оставались. Но пьянство развилось независимо от наличия религиозных праздников.

По этому поводу там написано:

"Выходными днями по-преж­нему считались 12 религиозных праздников. (Полностью эти даты исключили из календаря к 1930 г.) С размахом стали отмечаться и новые революционные праздники; 1 мая, 7 ноября и т. д. Религиозные и революционные тор­жества праздновали одинаково: готовили праздничную еду, принимали гостей или посещали знакомых. По данным С.Г. Струмилина, собранным в 1923- 1924 гг., распростра­ненной формой досуга всех слоев городского населения сопровождались выпивкой."
martin_luter
Apr. 19th, 2011 07:44 pm (UTC)
Ну по такой логике да, любой праздник - рассадник пьянства.)
Только дело в том, что атеисты обвиняли в спаивании народа именно церковные праздники. Новый год или 8 марта для них вне подозрений.
enjinrer
Apr. 19th, 2011 07:38 pm (UTC)
Читал (кажется у Павловской), что до революции на деревне пили в основном малоградусную брагу.
sozecatel_51
Apr. 19th, 2011 08:07 pm (UTC)
Ну и источники же Вы выбираете, Дружище! / Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. Большего врага России трудно себе вообразить! А уж какой из него "историк"... разве что пионерско-комсомольский.
ycnokoutellb
Apr. 19th, 2011 08:48 pm (UTC)
Да я читаю - никакого особенного антисоветизма не замечаю.
sozecatel_51
Apr. 19th, 2011 08:53 pm (UTC)
Я имел в виду персону Афанасьева.
igor40
Apr. 19th, 2011 08:42 pm (UTC)
Классная подборка, спасибо
kamilych
Apr. 19th, 2011 08:58 pm (UTC)
70.63 КБ
ycnokoutellb
Apr. 20th, 2011 05:30 pm (UTC)
За фото 5+
viacheslav_v_k
Apr. 20th, 2011 03:25 am (UTC)
Читаю Волкова Олега Васильевича "Погружение во тьму", у него имеется следующее размышление:

"Тульская губернская тюрьма высилась на выезде из города рядом с кладбищем и огромным корпусом водочного завода. Это дало повод - так гласит легенда - Толстому, ездившему мимо по пути в Ясную Поляну, произнести несколько обличительных слов в адрес царских порядков: народ спаивают, прячут за решетку, и единственное избавление - в сырой земле. Это было сказано, когда тюрьма на три четверти пустовала, крестьяне берегли копейку и шкалики водки позволяли себе лишь в самые большие праздники, а на кладбище обходились без братских могил и глубоких ям, куда сбрасывали трупы расстрелянных.


А что бы нашел сказать Лев Николаевич, проведи его современный Вергилий по тем же местам спустя неполную четверть века после его смерти? Если бы, взяв старого графа под руку, он предложил ему переступить высокий порог калитки в тюремных воротах и под лязг отпираемых и запираемых бесчисленных запоров повел по гулким коридорам и лестницам, распахивая перед ним одну за другой двери камер, набитых под завязку? Вглядитесь пристальнее, граф! Среди этих сотен и сотен грязных, истерзанных и забитых существ - ручаюсь! многочисленные ваши знакомые, мужички вашего Крапивенского и соседних уездов, их дети, сколько раз окружавшие вас, чтобы поговорить, а то и поглазеть попросту на диковинного барина-мужика, изъездившего и исходившего все их иути-дорожки… Они не только наверняка пожалуются вам, что вот, мол, дожили до такого срама, сделались острожниками, но робко попросят объяснения: "За что это нас так, ваше сиятельство? Ведь и вы нам говорили, что труд наш святой и мир кормит… Вот мы и старались, пахали землю…" А далее ваш проводник повел бы вас, задохнувшегося от духоты, смрада, устрашенного видением бесчисленных потухших, яростных, отчаянных, безумных, скорбных глаз, - на задний двор и через неприметный проем с железной дверью вывел вас на "волю" - безлюдный, заросший бурьяном пустырь, и показал бы на свеженары-тую землю. И если бы вы, граф, сами не догадались, подсказал бы вам шепотом, что тут зарывают тех, кого в одиночку, а иногда и пачками, связанными приводят сюда ночами и стреляют в затылок… И если бы можно было только узнать имена, вы бы и тут встретили своих земляков… Должно быть, вы, Лев Николаевич, огорчились бы, услышав назидательный рассказ вашего Вергилия о многократном увеличении перегонки уже не только картофеля и хлеба, но и "архангельского сучка" на водку! Помните вашего кустаря-винокура? Но это, пожалуй, вы почли бы все-таки мелочью по сравнению с потными стенами переполненного советского острога с импровизированным кладбищем…"

Edited at 2011-04-20 03:26 am (UTC)
enjinrer
Apr. 20th, 2011 09:14 am (UTC)
<<< ...крестьяне берегли копейку и шкалики водки позволяли себе лишь в самые большие праздники >>>

Кажется, Мединский отмечал (на мой взгляд, весьма справедливо), что до революции быть на селе пьяницой - было просто себе дороже.
viacheslav_v_k
Apr. 20th, 2011 11:36 am (UTC)
Спасибо, что навели на этого автора - Мединского, надо бы ознакомиться на досуге, что-то в последнее время неуклонно возвращается интерес к истории.

Приведенный отрывок из Волкова поразил меня тем, что малая родина Толстого,"зеркала русской революции", с которым мы привычно связываем идеи трезвости, миролюбия, борьбы за права крестьянства, были превращены в логово пьянства и революционного террора. Причем те, кто насаждали все это, любили называть себя почитателями народного писателя. История она же ведь любит улываться. Иногда иронически зло.


Еще можно вспомнить из книг алкогольной темитики поэму Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки" (я недавно цитировал его в комментраи к одному посту Успокоителя), рассказ о советском интеллегенте принужденному жить в бездуховной среде, "спасающегося" от "мерзости запустения" ударным распитием всевозожных горючих жидкостей.
"Я вынул из чемоданчика все, что имею, и все ощупал: от бутерброда до розового крепкого за рупь тридцать семь. Ощупал — и вдруг затомился я весь и поблек… Господь, вот ты видишь, чем я обладаю. Но разве это мне нужно? Разве по этому тоскует моя душа? Вот что дали мне люди взамен того, по чему тоскует душа! А если б они мне дали того, разве нуждался бы я в этом? Смотри, господи, вот: розовое крепкое за рупь тридцать семь…"

"Не буду вам напоминать, как очищается политура, это всякий младенец знает. Почему-то в России никто не знает, отчего умер Пушкин, а как очищается политура — это всякий знает."

"До меня наш производственный процесс выглядел следующим образом: с утра мы садились и играли в сику, на деньги (вы умеете играть в сику?). Так. Потом вставали, разматывали барабан с кабелем, и кабель укладывали под землю. А потом — известное дело: садились, и каждый по-своему убивал свой досуг, ведь все-таки у каждого своя мечта и свой темперамент. Один — вермут пил, другой, кто попроще, — одеколон «свежесть», а кто с претензией — пил коньяк в международном аэропорту Шереметьево. И ложились спать.

А наутро так: сначала садились и пили вермут. Потом вставали и вчерашний кабель вытаскивали из-под земли и выбрасывали, потому что он уже весь мокрый был, конечно. А потом — что же? — потом садились играть в сику, на деньги. Так и ложились спать, не доиграв."

Edited at 2011-04-20 11:39 am (UTC)
enjinrer
Apr. 20th, 2011 12:11 pm (UTC)
Да, читал Веничку в свое время.
По поводу иронии истории - как раз недавно здесь же вспоминал Шаляпина, певшего при царе "Дубинушку", а затем, когда дубинушка ухнула, уехавшего в США.

P.S. Могу порекомендовать работу Анны Павловской "Русский мир".
ycnokoutellb
Apr. 20th, 2011 05:31 pm (UTC)
сильно написано :)
(Deleted comment)
lynxusha
Apr. 20th, 2011 08:34 pm (UTC)
весели Руси... :)
lynxusha
Apr. 20th, 2011 08:38 pm (UTC)
а вот картинка: красивый офицер, весь в белом, и держит в руках рюмочку чисто-пречистой водочки... и все так красиво... :)
или: такой запотевший графинчик водочки, да на столе капустка, огурчики, грибочки... ух! :) и горячие закуски,разумеется.
nut_ok
Apr. 21st, 2011 09:50 am (UTC)
Афанасьве лжет - дореволюционное пьянство было в огромнызх количествах - вот не поленюсь и вечером приведу тут цифры, причем именно, что "подъем" его приходится на предреволюционные годы - когда положение крестьян стало совсем уж безысходным - корни пьянства именно там, а не в советском периоде - это только продолжение. а вообще Вы бы еще Карацубу здесь запостили, которая советских герое-партизан карателями обзывает. Ну тут главное "советский" - это крансая тряпка быку, неужели и Вы тоже действуете по этому принципу? Я думала Вы умнее. Хорош демонизировать советский строй.
ycnokoutellb
Apr. 21st, 2011 10:43 am (UTC)
Я вас умоляю, такового принципиального борца с советской властью как я еще поискать надо. Я признаю как недостатки Царской России, так и достижения большевиков, там где это действительно достижения.

Пожалуйста буду весьма рад вашим цифрам. Я читал что пьянство начало резко увеличиваться вместе с экономическим ростом при царе, но после начала войны был введен по сути сухой закон.
Давайте выложим все что знаем.
nut_ok
Apr. 21st, 2011 11:21 am (UTC)
Выложим!
nut_ok
Apr. 21st, 2011 11:24 am (UTC)
А перед тем, как выкладывать подумайте сами логически: ну с чего бы расти пьянству или тем более алкоголизму, если идет экономический рост и все довольны? от возникающих излишков? Это уж совсем глупость. Не будут люди пить от хорошей жизни. Как раз наоборот крестьяне пили от полной безнадеги всего происходящего - примерно как это сегодня происходит, кстати у Холмогорова в ЖЖ интересный опросец был на эту тему, большинство из отвечавших людей удерживает от пьянства сегодян либо органическое отращение к алгоколю, либо просто интеллигентность не позволяет, а так большинство признает, что давно бы туда скатилось, но это так, апропо к радужным перспективам дня сегодняшнего. А тогда именно. что от безысходности спивалось крестьянство и от желание хоть как-то расслабиться, хоть где-то и побыстрее. Такую возможность давал только алкоголь.
( 23 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Текущий месяц

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com