?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Большевистский режим, присвоивший себе монополию на мирные инициативы, не мог допустить, чтобы в общественном сознании утвердился образ убитого им Царя, как инициатора всеобщего разоружения. А между тем именно наш император первым, при приближении Мировой войны, заговорил о мирных инициативах.



12/24 августа гр. М. Н. Муравьев пригласил к себе послов иностранных держав (французского посла гр. Монтебелло — на два часа раньше других, чтобы подчеркнуть особое отношение к союзнице). Текст обращения к державам был уже утвержден Государем. «Каков бы ни был исход предполагаемой меры — писал гр. Муравьев в своем всеподданнейшем докладе — уже одно то, что Россия, во всеоружии своей необоримой мощи, выступила первая на защиту вселенского мира, послужит залогом успокоения народов, осязаемо укажет на высокое бескорыстие, величие и человеколюбие Вашего Императорского Величества, и на рубеже истекающего железного века запечатлеет Августейшим Именем Вашим начало грядущего столетия, которое с помощью Божьей да окружит Poccию блеском новой мирной славы».
Вот текст этого исторического документа:
«Охранение всеобщего мира и возможное сокращение тяготеющих над всеми народами вооружений являются при настоящем положении вещей, целью, к которой должны бы стремиться усилия всех правительств.
Взгляд этот вполне отвечает человеколюбивым и великодушным намерениям Его Императорского Величества, Августейшего моего Государя.
В убеждении, что столь возвышенная цель соответствует существенным потребностям и законным вожделениям всех держав, Императорское правительство полагает, что настоящее время весьма благоприятно для изыскания, путем международного обсуждения, наиболее действительных средств обеспечить всем народам истинный и прочный мир и, прежде всего, положить предел все увеличивающемуся развитию современных вооружений.
В течение последних двадцати лет, миролюбивые стремления особенно твердо укрепились в сознании просвещенных народов. Сохранение мира поставлено было целью международной политики. Во имя мира государства сплотились в могучие союзы. Для лучшего ограждения мира увеличили они в небывалых доселе размерах свои военные силы, и продолжают их развивать, не останавливаясь ни перед какими жертвами.
Однако, все эти усилия не могли пока привести к благодетельным последствиям желаемого умиротворения.
Все возрастающее бремя финансовых тягостей в корне расшатывает общественное благосостояние. Духовные и физические силы народов, труд и капитал, отвлечены в большей своей части от естественного назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются на приобретение страшных средств истребления, которые, сегодня представляясь последним словом науки, завтра должны потерять всякую цену в виду новых изобре-тений. Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути.
Таким образом, по мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом. Очевидным, поэтому, представляется, что если бы такое положение продолжилось, оно роковым образом привело бы к тому именно бедствию, которого стремятся избегнуть и пред ужасами которого заранее содрогается мысль человека.
Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства предупредить угрожающие всему миру несчастия — таков высший долг для всех государств.
Преисполненный этим чувством. Государь Император повелеть мне соизволил обратиться к правительствам государств, представители коих аккредитованы при Высочайшем дворе, с предложением о созвании конференции в видах обсуждения этой важной задачи.
С Божьей помощью, конференция эта могла бы стать добрым предзнаменованием для грядущего века. Она сплотила бы в одно могучее целое усилия всех государств, искренно стремящихся к тому, чтобы великая идея всеобщего мира восторжествовала над областью смуты и раздора. В то же время она скрепила бы их согласие совместным признанием начал права и справедливости, на которых зиждется безопасность государств и преуспеяния народов».

Нота была опубликована в «Правительственном Вестнике» 16/28 августа и в тот же день была распространена по всему миру.


Необычайное раздражение проявил Император Вильгельм, испещривший гневными и насмешливыми примечаниями все донесения и записки по этому вопросу. «Все это словоизвержение порождено горькой нуждой... До сих пор Европа оплачивала русские вооружения... Гуманитарный yгар довел до этого невероятного шага... Тут какая то чертовщина», писал германский Император 28/16 августа. Все же на следующий день он телеграфировал Госуда-рю, что Его нота «ярко освещает возвышенность и чистоту Его побуждений»... «Однако, добавлял Вильгельм II, на практике это затруднительно... Можно ли, например, представить себе монарха, распускающего полки, освященные веками истории?».

Первые разговоры между союзными министрами имели не очень дружелюбный характер: «Правительственное сообщение 12 августа произвело на французскую армию тяжелое впечатление», объяснял А. Н. Куропаткину новый французский военный министр ген. Шануан (в ту пору — это был самый разгар дела Дрейфуса — военные министры во Франции сменялись весьма часто). «Офицеры французской армии опустили головы... Разоружение после затраченных в течение 27 лет огромных усилий и средств отнимало у них надежду на возвращение Эльзаса и Лотарингии... Расстаться с этой надеждой французы не могут еще и потому, что она объединяет лучшие силы Франции независимо от принадлежности к различным политическим партиям»... «Возникали даже подозрения: не сделан ли этот шаг русским Государем по соглашению с Вильгельмом?».

--------------------------------------------

Император Всероссийский Николай II пробует солдатскую еду

После холодной реакции русское правительство выдвинуло следующую программу:
1) Соглашение о сохранении на известный срок настоящего состава сухопутных и морских вооруженных сил и бюджетов на военные надобности;
2) Запрещение вводить новое огнестрельное оружие и новые взрывчатые вещества;
3) Ограничение употребления разрушительных взрывчатых составов и запрещение пользоваться метательными снарядами с воздушных шаров;
4) Запрещение употреблять в морских войнах подводные миноносные лодки (тогда еще только производились с ними первые опыты);
5) Применение Женевской конвенции 1864 г. к морской войне;
6) Признание нейтральности судов и шлюпок, занимающихся спасением утопающих во время морских боев;
7) Пересмотр деклараций 1874 г. о законах и обычаях войны;
8) Принятие начала применения добрых услуг посредничества и добровольного третейского разбирательства: соглашение о применении этих средств; установление единообразной практики в этом отношении.
В этой ноте первоначальная основная идея сокращения и ограничения вооружений уже оставалось только «первым пунктом» наряду с другими предложениями.
Русская программа для мирной конференции была таким образом сведена к нескольким положениям, вполне конкретным; через с лишком тридцать лет в Женеве на конференции по разоружению обсуждались те же вопросы и повторялись «зады» русских предложений 1898—99 г.г.

В 1898 году по инициативе Николая II в Гааге собралась первая конференция по ограничению вооружений.
Из той программы, которая была выдвинута в ноте 30 декабря, только первый пункт был отвергнут целиком. Были приняты декларации о запрещении 1) разрывных пуль («дум-дум»), 2) метания взрывчатых снарядов с воздушных шаров, 3) употребления снарядов, распространяющих удушливые газы. Утверждены были соглашения о применении Женевской конвенции к морской войне (в нее входил и вопрос о судах-госпиталях), о пересмотре декларации о законах и обычаях войны и о мирном разрешении международных споров путем посредничества и третейского разбирательства. Плодом этой последней конвенции, разработанной русским делегатом проф. Ф. Ф. Мартенсом, явилось учреждение действующего и поныне Гаагского международного суда. Это, однако, было весьма мало по сравнению с первоначальным замыслом Государя.
Русское общественное мнение, в течение всего периода от ноты 12 августа до окончания Гаагской конференции, проявляло довольно слабый интерес к этому вопросу. Преобладало, в общем, сочувственное отношение, с примесью скептицизма и некоторой иронии. В кругах интеллигенции были удив-лены этим шагом, резко расходившимся с ходячими представлениями об «империализме» и «милитаризме» русской власти. Старались как-нибудь объяснить ноту 12 августа практическими, мелочными соображениями, говорили об ее «неискренности». А к тому времени, когда конференция собралась — внимание русского общества было настолько поглощено событиями внутренней политики, что работа в Гааге не вызывала уже особого интереса.

Источник: Сергей Ольденбург "Царствование Императора Николая II"

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb декабрь 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 56 успокоились — успокоиться )
bizantinum
Mar. 14th, 2011 09:12 am (UTC)
Ольденбурга, увы, у нас мало кто знает и читает. До сих пор о Государе судят по советским агиткам.
oliv2006
Mar. 14th, 2011 09:41 am (UTC)
По делам его судят. Не только по агиткам.
по жизни крестьян и рабочих.
материалов достаточно - о продолжительности рабочего дня, продолжительности жизни, образованию и здравоохранению.
По тому, по чему обычно судят.
bizantinum
Mar. 14th, 2011 09:45 am (UTC)
Забывая при этом, что всё познаётся только в сравнении. А сравнивают со своими эротическими фантазиями о "благе народном". Так что стоит прочесть Ольденбурга, хотя бы для общего развития.
oliv2006
Mar. 14th, 2011 02:59 pm (UTC)
Прочтем конечно, как только издадут.
По сколько нибудь приемлемой цене.
Не попадалось что-то в магазинах.
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 03:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Mar. 14th, 2011 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlnyj_obschnnk - Mar. 14th, 2011 04:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vlnyj_obschnnk - Mar. 14th, 2011 04:54 pm (UTC) - Expand
oliv2006
Mar. 14th, 2011 03:01 pm (UTC)
А использовать термины "эротические фантазии" в нормальном разговоре, даже не споре, а обмене мнениями - это низко, мелко и некрасиво.
Так как совершенно не по существу.
Все равно что переходить на личности.
Считаю это недопустимым.
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 03:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 03:49 pm (UTC) - Expand
Если бы да кабы - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:50 pm (UTC) - Expand
ycnokoutellb
Mar. 14th, 2011 09:48 am (UTC)
При Николае 2 Россия шла семимильными шагами в своем развитии - это даже Ленин признавал:
«после 61-го года развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века»

А как жили после царя - это нам тоже известно
64vlad
Mar. 14th, 2011 12:23 pm (UTC)
Кстати, и рабочий день постепенно сокращался: с 1897 г. - 11,5 часов, с 1906 - 10 часов. С 1912 вводились пенсии и пособия по больничным и инвалидности в размере трети заработка (кроме строителей и сельхозрабочих, т.к. там была высокая сезонная текучка. Кстати, при той же советской власти колхозникам не платили пенсий вплоть до 60-х годов). В 1913 было введено обязательное начальное образование. А уж телесные наказания в армии были отменены на 43 года раньше, чем в Англии (у нас - в 1863, у них - в 1906)
(no subject) - partizan_1812 - Mar. 14th, 2011 12:52 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Mar. 14th, 2011 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Mar. 14th, 2011 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 05:51 pm (UTC) - Expand
oliv2006
Mar. 14th, 2011 03:04 pm (UTC)
При Сталине страна развивалась еще быстрее. Так что это не показатель.
А как жили после Сталина - тоже все мы знаем.

Не думайте, я заслуги Николая 2 очень даже ценю, что не отметает его звания жандарма Европы.
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oliv2006 - Mar. 14th, 2011 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bizantinum - Mar. 14th, 2011 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergkot1 - Dec. 13th, 2011 08:48 am (UTC) - Expand
llance
Mar. 14th, 2011 12:54 pm (UTC)
Моя "любимая" тема - всеобщее образование. Мол, царизм держал в неграмотности, а пришли большевики - и ликвидировали. Причем регулярно ругаюсь с одним историком (!) по образованию на всякие такие темы. И никак не могу получить у него вместо оскорблений ответы на вопросы:
1. Что такое земская школа при царе и правда ли, что она обучала только дворянских детей?
2. Как в эпоху индустриализации, когда надо было хоть трехстрочные инструкции уметь прочесть, обойтись без ликвидации неграмотности? Много ли в настоящее время неграмотных в странах Европы, не имевших социалистического опыта?
3. Зачем обучать грамоте старух? А разве молодых перед революцией не обучали(см. п.1)?
4. Как, с точки зрения всеобщей бескорыстной ликвидации неграмотности, объяснить лично мной виденных во времена университетских экспедиций неграмотных старух 1906-1912 года рождения, причем почти всех этого возраста в деревне?
В ответ начинается брызгание слюной и рассказ о том, что любезные моему сердцу американцы (почему любезные, знает только слюнобрызгающий) негров вешали...
Все-таки поразительно однообразны как противники православия, так и упертые ура-патриоты, а также упертые либералы...
ycnokoutellb
Mar. 14th, 2011 09:54 pm (UTC)
Я встречал где-то что в Российской империи планировали покончить с безграмотностью к 1927 году. Вы ничего об этом не читали? Или слухи?
llance
Mar. 14th, 2011 10:21 pm (UTC)
Не слыхала и даже не очень верю. Все-таки Россия до революции не настолько плановая была. Прогнозы - это вероятно.
Но в принципе, думаю, есть у кого спросить. Спрошу.
enjinrer
Mar. 15th, 2011 12:41 am (UTC)
Посмотрите:
"ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ"
http://www.ihst.ru/files/saprykin/book-education-pote.pdf
(no subject) - ycnokoutellb - Mar. 15th, 2011 09:32 pm (UTC) - Expand
enjinrer
Mar. 15th, 2011 02:23 am (UTC)
Оттуда:
К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств пол-
ностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осущест-
влению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана, а 30% от 5 до 10 лет [Начальное народное образование 1916, 146]. Планы создания школьных сетей продолжали эффективно реализовываться вплоть до 1917 года. Таким образом, между 1919 и 1924 годом должно было быть осуществлено всеобщее обучение всех детей Империи (в четырех или пятилетних начальных школах, с возможностью продолжения обучения в высших начальных училищах и гимназиях). Полной реализации этих планов помешала не столько Мировая война, сколько Революция 1917 года и Гражданская война, породившая миллионы беспризорников и лиц оставшихся без попечения родителей [Сорокин, 2008]. В СССР всеобщее обязательное обучение (четырехлетнее) было введено только 14 августа 1930 года Постановлением ЦИК И СНК Союза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении».
Что касается численности учащихся, следует отметить, что СССР
примерно до 1925 - 1927 гг. в школах училось существенно меньше детей, чем в Российской Империи в 1914-1916 году. Значительный скачок численности произошел лишь в 1930-1931 учебном году (после принятия Постановления о всеобщем обучении). Согласно официальным данным приведенным в Постановлении ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 года «О начальной и средней школе» за один 1930 год число учащихся в СССР выросло с 13,5 до 20 миллионов.

buhator
Aug. 1st, 2011 10:52 am (UTC)
А почему анализ деятельности Николая Голштейн0Готторпского ведется по таким "узким" темам? Почему бы не вспомнить неудачу восточной политики и как апофеоз ее, русско-японскую войну. Почему бы не вспомнить чехарду министров при Николае (когда кабинет постоянно меняется - это говорит о неуверенности властьдержащих)? Почему бы не обсудить такой законодательный орган (его полномочия и работу), как Дума? При оценке моральных качеств, я думаю, не стоит забывать о Ходынке? Кстати, при разговоре о Ходынке, я думаю, надо акцентировать внимание не столько на поиск мифического "стрелочника", сколько на то, что Николай даже не "потраурил" для приличия, а после коронации отправился бухать на бал к французскому послу.
Ну и разумеется Николай, как добрый родственник, не мог не уважить своих многочисленных родственников, пристроив их на "вкусные" государственные должности (где "родственнички" проявляли себя не шибко хорошим образом, а то и даже скандальным) и уж конечно царь не мог взыскать со своих родственничков за их великие "огрехи".
Что касается образования, экономики,то я хотел бы напомнить во-первых, о громадном социальном неравенстве, которое царило в империи Голштейн-Готторпских. В принципе для монархии это "нормально", но в целом для общества нет. Бонус в развитии как раз имеют общества, где социальное неравенство минимально ("выборка" кадров идет из большего числа людей). Как ни крути, но царизм был не в силах это неравенство самостоятельно ликвидировать в сколько то представимом будущем.
Пока "для затравки" наверное хватит.
( 56 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Мои последние записи например

Текущий месяц

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com