ycnokoutellb (ycnokoutellb) wrote,
ycnokoutellb
ycnokoutellb

Categories:

Заниматься ли православным детям боевыми искусствами?

Мнения священнослужителей



Протоиерей Федор БОРОДИН, настоятель храма Святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, отец шестерых детей:

– Некоторые считают Евангельский призыв подставить обидчику другую щеку проявлением слабости. На самом деле это проявление внутренней силы и крепости, которую может даровать только Христос. Любовь к врагу — это вершина христианства, реализованного в человеке. Но достичь этого бесконечно тяжело. Здесь важно не пытаться перескочить через ступеньку. Христос сказал: «любите врагов ваших», и дальше: «молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:27-28). И вот, когда человек начнет молиться за обижающих, он вступит на первую ступеньку, ведущую к вершине, которая для нас пока недосягаема. Допустим, в классе есть ученик, который ведет себя неадекватно, всех задирает. Если ребенок найдет в себе силы за него помолиться, Господь будет на его стороне и поможет выйти христианином из этого конфликта, даже если ситуация сложится так, что придется давать физический отпор. А может быть — и не придется! С Божией помощью выход из положения часто оказывается намного лучше, чем мы можем себе предположить.

Обстоятельства, когда ребенку приходится противостоять агрессии, — серьезный вызов для маленького христианина. Как поступить? Отец Всеволод Шпиллер как-то на вопрос одного мальчика, что делать, когда к нему в школе постоянно лезет драться другой мальчик, ответил примерно так: « Когда он начнет приставать к тебе, ты твердо скажи ему: “Отойди”. Если он будет продолжать, ты еще раз скажи: “Отойди”. А если он не перестанет, тогда ты размахнись и дай ему оплеуху — но с большой любовью». Действительно, у ребенка не должно быть раздражения, ненависти. Можно даже не ударять, а специальными силовыми приемами удержать хулигана и затем объяснить ему, в чем он неправ.

Я считаю, что современные мальчики обязательно должны заниматься какой-то борьбой. В результате тренировок дети становятся уверенными в себе и, как правило, стараются избегать конфликтов любыми доступными способами, только в самом крайнем случае применяют физические навыки. Когда ребенок занимается борьбой, к нему уже не очень захочется приставать: хамство, наглость, желание задеть другого — обычно удел трусоватых людей, которым нужно утвердиться за счет слабого. Но если придется все-таки защищать себя или ближнего, цель у ребенка должна быть — не унизить человека, не высмеять, не опозорить, а остановить зло, но попытаться сделать это с любовью. Конечно, это очень сложно. Знаю это по своим сыновьям — кстати, они все у меня занимаются борьбой.

Протоиерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отец 12 детей:

– Чтобы ребенок не становился «мальчиком для битья», в нем с самого начала нужно воспитывать чувство собственного достоинства. Оно не имеет отношения к гипертрофированному осознанию своей значимости, когда человек начинает превозноситься перед другими, навязчиво демонстрировать свои способности. Кроме того, ребенок должен понимать, что чувство собственного достоинства есть и в других людях, а потому нужно стараться не задеть это чувство, не отвечать, скажем, какими-то обидными словами во время спора, даже если покажется, что оппонент обидел первым. Поэтому необходимо воспитывать в маленьком человеке уважение к себе и другим. Все это начинается с семьи, с того, как родители строят взаимоотношения друг с другом и другими людьми.

Что требуется ребенку прежде всего? Любовь. А она как раз тесно связана с уважением. Любовь несет творческий заряд, и если ребенка любят, то к нему и относятся творчески. То есть не навязывают ему какие-то идеи, а стараются направлять, чтобы он умел себя правильно вести в любой среде, умел с честью выходить из трудных положений и, что немаловажно, умел бы не попадать в эти трудные положения.

А по поводу того, чтобы научить ребенка прощать тех, кто его обижает и бьет, — мы должны понимать, что нельзя попасть в Новый Завет, минуя Завет Ветхий. Тем более нельзя евангельские вершины подменять псевдоинтеллигентскими разговорами на темы «непротивления злу». Вспомните святых князей — они что, занимались такими разговорами? Нет, они действовали очень решительно и, как сообщают нам летописи, порой даже жестко. Но ради того, чтобы служить верой и правдой своему народу, ради Христа. Очень важны намерения, которыми руководствуется человек.

Мне кажется, очень важно для ребенка заниматься каким-либо видом спорта, развивающим благородные стороны характера, например, фехтованием, плаванием, конным спортом. Физически крепкий и благородный человек сможет постоять за правду и поступать великодушно по отношению к другим людям. А это уже шаги на пути к Новому Завету.

Протоиерей Николай Соколов

- У ребят сейчас ценится сила. В своем классе я не самый слабый. Драться не люблю, да и мама мне запрещает давать сдачи, говорит, что это не по-христиански. Но если при тебе бьют, скажем, девчонку - что же: трусливо отвернуться? Можно ли православному драться хотя бы для того, чтобы защитить кого-то? Или надо всегда прощать?

- Я наблюдаю иногда в школе, как ребята возятся, пихают друг друга - это не злоба, а просто эмоциональное проявление особенностей возраста. Вполне можно побегать и повозиться. Но если отношения переходят в драку - со злобой, с какими-то недобрыми моментами - это, конечно, для православного человека недопустимо. Драка есть унижение образа Божьего в человеке… Но когда перед тобой обижают слабого, которого ты можешь защитить, то ты обязан это сделать. Если при тебе обижают девушку, бьют, оскорбляют малыша, выманивают у него деньги? В таком случае это не драка, а защита человеческого достоинства от посягательств на него со стороны. У нас в школе был случай, когда подростки из соседнего ПТУ по утрам стояли и отбирали у нас деньги, от каждого требовали: "Дай 15 копеек!" Конечно, надо было дать им отпор. Поэтому если в такой ситуации подросток сознательно встает на защиту слабого (и может это сделать!), то я не вижу в этом греха. Защита другого человека, тем более слабого, нищего, убогого - это твой христианский долг.

Конечно, специально нарываться на драку и искать приключений не стоит. Другой вопрос, если обижают тебя лично - отойди, не воздавай злом за зло, старайся всегда простить. Трудно это сделать. Трудно простить. Но ведь христианское прощение - это не только прощение, это любовь к врагам. А через добро другой человек становится тебе ближе. Есть в Евангелии такие слова: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным" (Лк. 16, 9). Как это понять? Нужно учиться мудрости. Предположим, приятели тебя обидели, унизили. А ты в другой раз (помолившись, естественно) пришел к ним и, не дожидаясь, пока тебя обзовут или скажут недоброе слово, - показал какую-то приятную книжку, рассказал об интересном событии, угостил их яблоком, чем-то еще (даже если тебя только вчера обидели!). Это воспримется, может быть, не сразу правильно. Но если ты не будешь лебезить и заискивать, а действовать просто, прямо, в конце концов приобретешь то, что тебе нужно, добрые отношения. Ведь не какие-то там 10-15 копеек решают проблему между ребятами!..

Tags: христианство
Subscribe
promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments