?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почитал дневники Сергея Вавилова - Президента Академии наук СССР и брата знаменитого генетика. Очень интересно описаны душевные терзания интеллигентного человека на границе эпох, порывающего с верой и становящегося атеистом. Я постарался выбрать самые значимые места:

"Кончается книга. В ней остались следы целой эпохи, 1935–1944 гг., от Парижа до Царевококшайска . Книгу когда-то переплел в издательстве Академии И. М. Эйзен. Замена убегающей памяти. Жалкий призрак надежды поймать уходящее.
Если книжку не сожгут, не выбросят, не изорвут и она дойдет до человека с душой и умом, - он, наверное, кое-что поймет относительно трагедии человеческого сознания.
Книга вышла страшная. Книга смертей. Умерли самые близкие: мать, сестра и, наконец, самое страшное –– Николай. Застрелился Д.С. Рождественский, умер П.П. Лазарев. Война, Ленинградский ад, внутреннее опустошение, смертельные холодные просторы. Полное замирание желания жить. Остались только Олюшка да Виктор. Начинал книгу совсем иначе. Вышла - траурная книга."






24 авг 1907 
Жизнь идет. Идет мало полезная. Без определенных идеалов. Идет на авось, куда попало. Движение вперед нестройно. Бурными скачками то вперед то назад. Вдали так много неизвестного. Такая тьма заволакивает глаза.
Но ведь есть же просвет. Люди в сумме ведь узнали же что нибудь. Ум проник в сущность материи, познал невидимые никаким микроскопом движения. И ум на этом не останавливается. Следит за развитием знания. Приближается к пониманию истины. Этот один из идеалов жизни.

24/IX
Дисгармония тогда наступает в человеке, когда не человек управляет своими чувствами, (и в частности половыми), а чувства им. Тогда мозг как бы затуманивается. В теле ощущение чего[-то] неестественного, неприятного, до некоторой меры противного. Выход из такого положения борьба со страстями. 

22/X. Когда мысль затрагивает смело какой либо вопрос, она приходит к удивительным результатам. Надо уметь лишь ставить вопросы. Быть живым, уметь мыслить. Мы выросли загипнотизированными суевериями и различными аксиомами домашнего обихода. Мы усвоили лишь понятия на веру. Все это надо пересмотреть, переобдумать. И в логике мышления должны преобладающую роль играть методы биологические, методы естественных наук. Вопросы подлежащие пересмотру: религия, семейная жизнь, брак, отношение к женщине, женский вопрос, половой вопрос, вопросы воспитания, школы.

11/XI 07 . В начале бы слово, и слово бы делом. Да, в науке важную роль играет слово. Человек, посвятивший себя той или иной области науки, когда передает свое знание людям, должен увлечь их, должен говорить самое интересное, самое нужное, что бы возбудить любопытство, симпатию и даже и любовь к науке. Всякая наука глубо[ко] интересна, когда посвятишь себя ей, когда углубишься в нея. И вот эту то любовь и надо уметь передать людям. А особенно в средней школе. Надо сеять семена жажды науки, знания. Ученика надо уметь заинтересовывать, заставлять его самостоятельно мыслить. Не насильно, а сообщая ему сведения, могущие привлечь душу ребенка. Как помнятся те уроки естествознания, к[отор]ыя учителя просто сумели разсказать.

31/XII 08 . Давно не записывал я ничего в эту книжонку. Жизнь идет так контрастно, так много дела, что некогда остановиться, сосредоточиться и подумать над собою.
Мировоззрение меняется каждый месяц. Правда не так уж это плохо как кажется с 1ого раза. Ибо вернее выразится: мировоззрение углубляется, делается общее и общее? Факты так хорошо улегаются в схему философского миросозерцания. В общем это миро[со]зерцание сводится к следующему (характерно то и очень знаменательно что наш коммерческий кружок in corpore  переживает эту эволюцию миросозерцания.
Мне смутно уже помнится ибо уж больно было оно безсознатель[ным] наши взгляды по выходе из школы. Вера в сверхестественное была уже брошена, но она глубоко засела в нас, и время от времени она всплывала непроизвольно, то в виде безуде[р]жного идеализма, идеализации, то в стремлении обособить, вернее усложнить психику homo sapiens. Все что мы мало понимали, мало знали, мы подводили под эту особенную, сложную психическую энергию.
Вот 2ой период .
Он тесно связан с 1ым. В 1ом таятся корни его. Мы материалисты. С яростью мы громим витализм с его жизненной силою. Мы боремся с религией. Материалистически разбиваем ее. Мы зачитываемся, заслушиваемся темами на Babel und Bibel [7]. С восторгом внимаем нападкам Геккеля [8] на религию. Малейший подкоп под религию вроде Морозовского «Откровения» в грозе и буре [9] мы встречаем с затаенной радостью. Чуть что не вечные споры о религии.
Я бы сказал, что эти наши споры не были замкнуты. Они отчасти отражались на окружающей нас среде. На наших семьях.
Но вот и 3ий период.
Материализм, горячо отстаиваемый нами, начинает обезцениваться в наших глазах. Мало сведующия в философских учениях мы путаемся, мы думаем, что нападки на материализм это была метафизика. Но вот нам попадается в руки Мах , Оствальд , для меня лекции Худякова и идол материализма с его гимном единому абсолюту — атому — пал.
Этот 3ий период мне кажется крайне серьезным и знаменательным. Ибо при этом мы не только выработали себе новое миросозерцание, отличное от предыдущих, но мы стали критически относится даже и к науке, к научным воззрениям. Идеализация науки, приняла иные формы. Теперь мы уже не придем в экстаз от слова науки, ибо мы поняли что и в этой области [12] не так уж все научно, как кажется новичку.
В общем наши воззрения таковы. Богов и сверхъестественного ничего нет. Абсолютов, абсолютных истин не существует. Сущности вещей мы не постигнем. И глупо было бы к этому стремиться. Истина только истина на сегодняшний день, не > того. Во всех суждениях необходимо помнить что ты человек, homo sapiens. Реагируя на вещи только и постигаешь их. Вне тебя, вернее кроме связи меня и мира, ничего я не знаю. Мир как таковой, я — как личность абсолютная, этого ничего нет. Есть наши ощущения. > ничего . Причинности как таковой, как ее понимали до сих пор, т.е. причины абсолюта нет, и не надо, безполезно.
Если промежуток жизни вселенной обозначить сутками, наша человеческая история составляет всего на всего какия то секунды. И вот с этим то говорит мне я не согласна. Я ничто. Личность должна исчезнуть[14]. Этому противоречат мои инстинкты, весь смысл моей жизни. Наука это[т] вопрос затемняет, но не разрешает. Отсюда и возникает значение религии. Она то отвечает мне. Она дает смысл моей жизни. Она сохраняет мое Я.
И вот тут по-моему и есть недоразумение в мировоззрении моем. Я исчезает — говорит она. Нет, не исчезает как раз а сохраняется. На этот вопрос ответ дан в 60-годах. Эволюционная теория ответила на него, а она результат научной мысли.
Она говорит так: все развивается, все совершенствуется. Совершенство заключается в приспособленности к жизни; в приближении к познанию истины, природы. Зная природу, человек сумеет и жить [16]хорошо. Человек узнает законы сохранения и превращения энергии  и в его руках силы природы. Он зная их, учится направлять их по собственному произволу. Он живет лучше, чем жил первобытный человек.
Итак, в мире жизни царит эволюционный принцип. Человек узнал его; проверил его. А зная его человек должен пользоваться им, как он пользуется знанием закона всемирного тяготения.
Человек как индивидуум знает принцип жизни человечества. Это принцип совершенства. Этот принцип вложен в природу человека, в его инстинкт. Отец передает сыну знания своего века. Поколение передает поколению знания своего времени. Знание растет. В колыбели младенца, в зародыше лежит [18] опыт тысячи поколений. Личность тех миллиардов людей, миллионов гениев, живших до нас исчезла, но знание их, комплексы ощущений из которых создавалась личность остались. Личность метафизическая исчезла. Личность реальная сохранилась. Она изменилась, но усовершенствовалась.
Да ведь личность в жизни отдельного человека не есть нечто постоянное. Она изменчива. Человек 20 лет, не то что человек 30ти лет. Мое Я 10 лет тому назад и теперь страшно разнятся между собой. Если вдруг, представить себе, что Я бы раздвоилась и Я настоящее узрела свое Я 10 лет тому назад, она сказала это другой человек.
Так в эволюции Я реальное сохраняется. И наука и только наука сумеет разобраться в этом. И не надо религии, не нужно метафизических гипотез, когда истина найдена.
А вот конкретный случай, поясняющий выше сказанное. Я работаю на пользу бедного, угнетенного класса страны. Моя жизнь направлена на поднятие уровня его знания. Пускай не знают моего имени. Но чувство что я иду верным путем — удовлетворит каждого если он не себялюбив.
Кто-то в дремучем темном [19] лесу проложил дорогу. Его имени никто не знает, но чувствует он что всякий следует по ней благодарен ему. Разве этого мало?
 
9/I 08. Ум человеческий развивает[ся]. Мы не можем ставить пределы его развитию. Через 10 лет мировоззрения людей совершенно меняются.
8/IV Homo sapiens бродит в неведении по земле. Он уже оторвался от земной поверхности. Вот он несется как птица выше облаков. Ему стало тесно на земле. Как глубоко проник он в жизнь вещества. Какие перспективы строения миров открылись ему.
И всегда эта порода «Homo sapiens» бродит в неведении и во тьме. Оторвавшись от естественного отбора, он этот несчастный калика человек не сумел разобраться в вопросе как жить ему сообразно законам природы. Как развиваться. Та целесообразность организации, каковая наблюдается в громадном биологическом мире находит себе сильнейшее исключение в венце природы, в царе природы, человеке. Ни у одного существа нет столько дисгармонии, как у человека. Прочитать хотя бы Мечникова, с его описанием дисгармоний Homo sapiens'а. Но еще больше таковых дисгармоний, нецелесообразностей в психике человека. Природа одарила его колоссальным умом, восприимчивостью, приспособляемостью. Но нет ничего в мире
 
25 окт. Homo Sapiens есть комплекс наследственных признаков +
1910 влияние внешней среды. Постичь то и другое значит понять душу живую, понять человека, кто он, куда он пойдет. Наука о наследственности открывает завесу над тьмой. Кое-что уже можно разобрать, разглядеть. А понять — это знать. Влияние среды могуче. Нужно лишь им уметь действовать. Орган мозга, как орган, находящийся в стадии эволюции легко варьирует и из него можно вылепить форму пожалуй по желанию.
Жизнь духа неразрывна с телом. И нужно, что[бы] было здорово последнее. Наша семья далека от нормальной. И сквозь флер тумана мне виднеются кое-какие штрихи, слагающиеся в закономерность. Их надо ближе разсмотреть.

31/X В последнее время жизнь как то теребит. Сильно разбрасываешься, не чувствуешь удовлетворения работой. А было много. Нужно замкнуться и углубиться в науку. Так много заданий. Да снизойдет дух смирения [26].

20 апреля 1910 г.
Прочел шестой раз “Войну и мир”. Толстого я могу назвать великим. Пушкиным, Достоевским я доволен, а Толстого читаю 6 раз и еще буду читать. Одолел всю математику. За последнее время я в себе вижу новые черты. У меня появилось хорошее отвращение ко всяким Кантам, Авенариусам, Махам, Мережковским и пр. В области духовной меня волнует наука и искусство.

1 марта 1912 г.
Лебедев умер.  
Смертный, силе нас гнетущей, покоряйся и терпи, 
Спящий с гробе мирно спи, жизнью пользуйся живущий
(Шиллер)
Ужас на сердце, тоска и тайна смерти перед глазами. Вот он вытянувшись, спокойно, в своей черной бархатной тужурке и в туфлях. Где же душа, душа великого физика.
Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе, руки свои опустив.
Смерть, ладан, свечи и физик среди этого. О насмешка и ужас! Нет ужаса ужаснее смерти ученого и поэта.

16 июня 1914 г.
Кстати, о книжках, книжках старых, о новых не говорю, слишком они не книжны, “авторами” пахнет. Вот о старых. Если бы не было книг - жить бы почти не стоило бы. Книга лучше музыки, живописи, любви и вообще жизни. Я покупаю книги без удержу, иногда даже страшно становится и грустно. Вот умрешь, и половина твоих книг окажется тобой не прочтена. Но все же покупаю. 

29 июля 1914 г.
Для чего хотелось бы жить после войны - это видеть ее результаты. Даже наука, даже физика будет иная. Хотя бы одним глазком посмотреть.
Смерть на войне, какая угодно, трусливая и позорная - высший предел человеческого героизма. Люди живут, родят для сохранения самих себя. Герои живут и умирают за других

6 декабря 1914 г.
Начинаю понимать главные диссонансы, из которых вытекает все мое теперешнее трагедийное состояние. Прежде всего я попал “в народ”. Вот эти строевые, обозные, с которыми сижу сейчас в халупе, народ симпатичный, часто грубый. Остались мои книги в Москве и я “сам”. Теперь я без книг и без “себя”.
Исковеркано все существование. Ужас переходит в постоянное недомогание. Грязь, скука, скука войны, тоска по дому, по матери, по физике, по Москве, по всему хорошему. А дальше я совсем не солдат, ни телом, ни душой. Итак, вот почти все. Я - рыба, извлеченная из воды.
[…]

1 января 1916 г., д. Савичи
Новый год встречали самым пьяным образом в компании с зажженной елкой и водкой. С 9 утра молебен. Вот оно настроение Нового года - безволие, безудержный фатализм.

25 мая 1916 г., Минск
Благодарю Бога за то, что веду дневник. Каждый день, на сон грядущий можно опомниться, умерить восторги и укротить печали. 

26 марта 1940 г., Барвиха
Я благодарен прожитым 49 годам за то, что я узнал настоящее, подлинное величие искусства. Я видел и понял Пестумские храмы, Св. Петра, Джорджоне, Леонардо, я слышал и понял Баха, Россини, Моцарта, Бетховена, я знаю Пушкина, Гете, Тютчева, я знаю Рим и Петербург, Микеланджело и безголовую римскую Венеру. Когда вспоминаешь об этом, - тихая радость и удовлетворенность, как ни от чего другого.

 апреля 1940 г., Барвиха
Александра Ивановна [4] вчера в 2 часа дня умерла в Боткинской больнице. Семья совсем сузилась. Я да брат. Она тогда 23–27 февраля бегала ко мне, вероятно, простудилась. И такая мистика чисел. Вчера ее именины. Смерть совсем не страшна, но зато жизнь кажется такой бессмысленной в эти минуты.

13 августа 1940 г., Железо
За эти дни сколько перемен и самое страшное несчастье. У брата Николая 7-го на квартире был обыск. Сам он сейчас во Львове. Значит, грянет арест, значит, рушится большая нужная жизнь, его и близких! За что? Всю жизнь неустанная, бешеная работа для родной страны, для народа. Вся жизнь в работе, никаких других увлечений. Неужто это было не видно и не ясно всем? Да что же еще нужно и можно требовать от людей? Это жестокая ошибка и несправедливость. Тем более жестокая, что она хуже смерти. Конец научной работы, ошельмование, разрушение жизни близких. Все это грозит.
Эта записная книга [7] выходит полной горя: смерть матери, сестры, теперь ужас, нависший над братом. Думать о чем-нибудь другом не могу. Так страшно, так обидно и так все делает бессмысленным. Хорошо, что мать умерла до этого, и так жаль, что сам не успел умереть. Мучительно все это, невыносимо.

14 августа 1940 г., Железо
У науки, конечно, только практические цели, и в конце концов бессмысленен спор об “основах”.

21 ноября 1940 г., Москва
По радио “Валькирия”. Многозначительная, серьезная, задумчивая музыка. Минутами серьезно веришь в Брунгильд, Зигмундов, но туман быстро разлетается, и остаешься прежней чуркой.
Людей боюсь, а без людей не могу…

31 декабря 1940 г., Ленинград
Кончается год, который был для меня самым тяжелым до сих пор в жизни. Тяжелый по безысходности, по нелепой безжалостности и по отсутствию сопротивляемости у меня. Развивающийся с каждым месяцем “материалистический объективизм” спасает от отчаяния. На будущее начинаю смотреть так же просто, спокойно и хладнокровно, как “смотрит” камень на пыльной дороге или луна. Окаменение, окостенение - это результат года и самозащита.

9 марта 1941 г., Ленинград
По-прежнему переживания мухи, попавшей в паутину, расставленную жизнью, путаницей собственного сознания, причудливой игрой обстоятельств, которые кажутся иногда фаталистическими. Пытаешься вырваться, но застреваешь еще больше, как Мюнхгаузен, извлекающий себя из болота.

2 апреля 1941 г., Москва
Пятидесятые именины. Был на кладбище. Из тайников памяти все опять выглянуло наружу. Больше 40 лет хожу по этим печальным гнилым дорогам кладбища. Вспоминаю похороны бабушки Домны. Поминки с кутьей и медом, в доме около кладбища, потом грустнейшие похороны Ильюши [11]. Гиацинты, запах которых навсегда связался с его смертью. Фотографировался. Похороны Баумана [12]. Потом мама, потом сестра. Прошлогодний разговор с Николаем: кому из нас кого раньше хоронить придется. На кладбище все одряхлевшее, разваливающееся, но наиболее резко напоминающее старую Россию.

12 мая 1941 г., Ленинград
За себя страшно. Длинная, самая пестрая мозаика дел, дел, дел, небрежно на ходу делаемых, отзывы о рукописях, диссертациях, советы по работам, филантропия депутатская… и никогда не остановиться. Усталость, самого себя не видно. Полная неудовлетворенность.

29 августа 1941 г., Йошкар-Ола
Тяжело невыносимо. Во сне видел Николая, исхудавшего, с рубцами запекшейся крови. Голова бездейственна. Чувствую страшный отрыв. Случайность, вздорность, ошибочность бытия.

13 октября 1941 г., Йошкар-Ола
Сегодня узнал из письма Елены Ивановны 15 о печальной и мрачной участи Николая. Страшно и грустно безгранично. С какой бы радостью завтра не проснулся. Никогда этого не забуду.
“Подожди немного, отдохнешь и ты”.

26 апреля 1942 г., Йошкар-Ола
Завтра придется ехать в Свердловск на шутовское действие Общего собрания Академии. На войне зловещая тишина… Что-то будет к концу мая? Настроение ломовой лошади, которую кормят и гоняют на работу. Хочется стать homo sapiens со всеми его требованиями и свойствами.
 
6 июля 1943 г., Йошкар-Ола
Не забуду никогда вчерашнего Олюшкиного крика, плача, когда сказал ей о Николае. А у меня замерзла окаменевшая душа. Работаю, живу как автомат, зажав мысль. Спасаюсь опять итальянской книгой. Опять:
Когда я буду погибать, 
………………………….. 
Тогда волшебной пеленой 
Ты ниспади передо мной, 
Италия, мой край родной.
Лет 30[назад] писал это. Там оно и есть. Сейчас так хочется тихой, быстрой и незаметной смерти.

4 ноября 1943 г., Йошкар-Ола
Опасаюсь, что сойду с ума. Смерть Николая поставила последнюю точку в той пронзительной, безотрадной картине на людей. На фронте немецкая агония, взятие Киева, Житомира.

3 июня 1945 г., воскресенье, Ленинград
Никаких мыслей, разрываюсь между Питером и Москвой. Йошкар-Ола, война в далеком тумане.   Превращаюсь из человека в предмет.

15 августа 1945 г., Ленинград
По радио узнал о японской капитуляции, вызванной атомными бомбами. Физика, наука в качестве арбитра окончательного. Снова мысль о человеке, становящемся богом благодаря разуму своему. Но это, пожалуй, настоящее единственное доказательство бытия божьего.

8 сентября 1950 г., 11 часов вечера, Ленинград
Заседания РИСО… В Академию приходят потерпевшие от кораблекрушений Орбели, Струве [50]. На приемах в академическом кабинете, что ни разговор - “квадратура круга”, но “мужайся, сердце, до конца”.
Жить надо для людей.

21 января 1951 г., 5 часов вечера, Мозжинка
Трудная неделя. Написал статью в “Доклады” и теперь вижу ее ошибочность. Конвейер проблем в Академии: скандал на почве вычислительных машин (Бруевич, Лаврентьев), строители, Добротин [53], выборы. Сердце не в порядке. Вчера схватило опять в Кремле. Не могу лежать на левом боку. Музыка Генделя, ели в снегу, луна в облаках. Как хорошо бы сразу незаметно умереть и улечься вот здесь в овраге под елями навсегда.

25 января 1951 Сергей Иванович умер...


Дневники
http://www.srcc.msu.su/uni-persona/site/authors/vavilovy/serg1909-1916.htm
http://www.srcc.msu.su/uni-persona/site/authors/vavilovy/nic1907-1911.htm
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/VAVIDIARY.HTM

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 2 успокоились — успокоиться )
zero_id
Nov. 9th, 2010 09:51 am (UTC)
Интересно. Можно было бы много всякого сказать, но времени нет и формат не тот.
enjinrer
Nov. 9th, 2010 10:05 am (UTC)
Немного не в тему, но всё ж.

Из книги о Николае Вавилове:

"В 1965 году исполнилось сто лет со дня рождения основателя научной генетики Грегора Менделя. В прежние времена этот факт даже не проник бы на страницы советской прессы, а тут пришлось срочно перекрестить “реакционного австрийского монаха” в “прогрессивного чешского ученого” и отправить на торжества в Брно научную делегацию."
( 2 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Мои последние записи например

Текущий месяц

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Powered by LiveJournal.com