"Хорошие девчата - заветные подруги..."
И если на Западе мини - это детище так называемой сексуальной революции, то в СССР юбка выше колена выполняла гораздо более достойные функции...
Журнал выкроек 1966 года.
Советская девушка в скромном и трогательном мини - это девушка грядущего, и вместе с тем она же -"Солнышко лесное" Юрия Визбора. На ней - ни грамма золота, ни сантиметра кружев. Всё её богатство - знания (варить борщи и выращивать капусту на шести сотках она научится только в середине 70-х, когда марш в грядущее будет заменён "кухонным"* поиском смысла).
* Имеются в виду кухонные посиделки интеллигенции в 1970-1980 гг.
Тусовка девушек в мини.
Кадр из фильма Марлена Хуциева "Июльский дождь".
Но были и другие девушки - тоже хорошие и тоже - советские. Они не смотрели за звёзды и не читали Ефремова, им совершенно не хотелось тащиться в горы за юным физиком, потому что они выбирали других парней и другие маршруты. И эти девушки не носили футуристическое мини...
Пименов Ю. "Первые модницы нового квартала", 1961.
Эти девушки тоже бывали героинями фильмов и книг, они могли учиться на пятёрки в институте и даже - принимать участие в ВУЗовской комсомольской жизни, им часто давали грамоты и медали за ударный труд, но они совершенно иначе думали и чувствовали.
Девушкам в мини хотелось романтики и красивого, сурового минимализма. Девушкам в клёше хотелось прижиматься в танце к сильному мужскому плечу и думать о мягком кресле в отдельной квартире.
Запоздалая любовь к New Look - советский журнал "Шейте сами" за... 1965 год.
...Вернёмся немного назад, а именно в 1948-1949 годы, когда Европа бредила стилем New Look от Диора - пышные юбки, шёлк, узкие талии, ради которых снова вспоминают о корсете. Опять в цене узкие плечи и округлые бёдра, жеманство, перчаточки, вуалетки. В СССР в те годы либо донашивали своё - довоенное, либо - довоенное какой-нибудь Греттль или Вильгельминны, взятое в качество честно завоёванного трофея. Конечно, к празднику шились яркие платья из ситца, а жёны дипломатов и учёных предпочитали панбархат на шифоне, но массового следования европейской моде как-то не наблюдалось.
К тому же - советская женщина, работавшая, отнюдь не ради "самореализации", мало подходила для корсета и летящих юбок. К концу 1950-х, когда уровень жизни в СССР значительно вырос по сравнению с описываемым периодом, New Look постепенно "переполз" через железный занавес... Людмила Гурченко в "Карнавальной ночи" поразила всех и своими юбками, и своею талией. У большинства советских женщин такой талии не было, но силуэт - узкий верх, пышный низ прижился.
...А в Европе-то New Look уже почил...
Людмила Гурченко - девушка в стиле Диор.
В 1960-е возникла мода на аскетизм, но не все её приняли. Таким образом, в СССР существовала некая "альтернативная" женская мода, упорно не желавшая иметь ничего общего с геометризмом и голыми коленями. Девушки, имевшие большой запас женственности, оставались верны "нью-луку" со всеми его маленькми женскими тайнами.
Вернёмся же мысленно к началу постинга - к девушке в мини и девушке в клёше...
Девушка в мини любила молодёжные кафешки с треугольными столиками и прозрачными стенами. Ей нравились коктейли, шарики мороженого и споры о кибернетике.
Пименов Ю. "Калининград. Дождь", 1968.
Девушка в клёше предпочитала уютный свет "традиционных" кафе, шампанское, вазу с фруктами и хитро приготовленную рыбу. Лучше всего, если в зале будет музыка - девушка в клёше любила танцевать.
Так танцевали Клод Брассёр, Сэми Фрэй и великолепная Анна Карина в фильме Жан-Люка Годара "Банда аутсайдеров" (1964).
Аналогичный танец в исполнении Марианны Вертинской и Ко в фильме Хуциева "Застава Ильича / Мне двадцать лет" (1964).
Девушка в мини читала много и жадно - всё Ремарка, Хэмингуэя, Аксёнова, Ильфа с Петровым, Деренматта, Фриша, etc. Не забывала блеснуть Шекспиром и Гёте. Штудировала "Юность" и "Новый мир". Девушка в клёше припадала к романам Жорж Санд, к полузапретному Мопассану, а из Дюма выносила только описания балов и костюмов, а также линию любви Людовика к Луизе де Лавальер.
Пименов Ю. "Спор", 1968.
Девушка в мини могла спокойно прийти в компанию пацанов - побазарить о Космосе и Евтушенко, попеть Окуджаву, погулять по ночной Москве. Девушка в клёше краснела от самой мысли, что придётся одной (!!!) оказаться в компании ребят...
Девушка в мини говорила парню: "А знаешь...?"
Девушка в клёше произносила: "Ты знаешь..."
"А знаешь...?". Походники 60-х в электричке.
"Ты знаешь..." Картина Ю.Пименова "Начало любви".
Девушка в клёше накручивала себе на голове "бабетту", придирчиво разглядывала свою фигурку в зеркалах, в обеденный перерыв подкрашивала губы, подводила "стрелки" и мило сплетничала о соседях. Девушка в мини ещё в восьмом классе оставила косу парикмахеру, а к своей фигуре относилась как к данности: главное - мозги. Впрочем, фигура Девушки в мини округлиться не имела никакой возможности - походы и лыжные прогулки сжигали все наеденные калории в первые же полчаса. Посплетничать девушка в мини могла об Эйнштейне - "он сам или не сам всё это наворотил?!"
Советские девушки с причёсками "Бабетта".
Законодательница моды на причёску "Бабетта", исполнительница главной роли в фильме "Бабетта идёт на войну" Бриджит Бардо.
"На углу у старой булочной,
там, где лето пыль метет,
в синей маечке-футболочке
комсомолочка идет.
А ее коса острижена,
в парикмахерской лежит.
Лишь одно колечко рыжее
на виске ее дрожит."
Булат Окуджава.
...Девушка в мини была узкобедрой и сильной - она успешно бегала на приз МИИТа или МИСИ, ела впопыхах и не боялась распределения за Уралом. Девушка в клёше имела слабые плечи и узкую талию, а к спартакиадам относилась, как к ненавистной обязаловке. Зато она спокойно вставала на "мостик" и красиво покачивала полными бёдрами в модном танце.
Девушка в клёше любила сладкое и совершенно не хотела жить в продуваемой бытовке... Впрочем, её бытовка уже через день приобретала характер уютного уголка - салфеточки, вазочки, фотографии Софи Лорен, Ива Монтана и Лиз Тэйлор. Девушка в мини довольствовалась часами, приёмником и томиком Вознесенского.
Кадр из замечательной сцены фильма Георгия Данелии "Я шагаю по Москве", 1963.
Пименов Ю. "Ливень", 1963.
Девушка в клёше стеснялась показывать ноги - она воспринимала их, как нечто само по себе привлекающее и поэтому - требующее дополнительной "охраны". Девушка в клёше скрывала ноги, но знала - они у неё самые-самые (вне зависимости от реального положения дел)! Девушка в мини ноги открывала, но понятия не имела, какие они у неё - просто ноги и всё. Ими можно ходить в поход, вертеть педали, танцевать твист вокруг костра, а иногда, если надо, то и - месить бетон. Впрочем, Девушка в клёше точно также месила бетон своими "самыми-самыми" и не возмущалась.
Пименов Ю. "Дороги", 1969.
Девушка в клёше исступлённо хотела выйти замуж, причём непременно - в белом, длинном и в фате до самого пола. Она мечтала о роскошных букетах, о ресторане "Прага", о танцах под "живой" оркестр и об остроносых туфельках с дивными розами.
Девушка в мини выходила замуж в том же мини, только белого цвета и не звала на праздник никого, кроме необходимых свидетелей. Если жизнь не складывалась, то Девушка в мини разводилась легко и без сожалений.
А Девушка в клёше, хоть и рыдала, но не разводилась никогда - "у ребёнка должен быть какой-никакой, но отец". Ну, а если всё-таки разводилась, то прямо на следующий день принималась искать новую "половинку". Девушка в клёше была семейной, тёплой и домашней. Девушка в мини была начитанной и остроумной.
Слева: мужчина - мечта для Девушки в мини. Справа: мужчина - мечта для Девушки в клёше.
Девушка в мини воспринимала грядущий (неизбежный!) Коммунизм через книжки братьев Стругацких - торжество науки, победа над мещанством и стяжательством, разумный минимализм, выраженный в формуле: "каждому - по потребностям", звездолёты, "яблони на Марсе", "ветка сирени в Космосе".
Девушка в клёше помнила, что при Коммунизме у неё будет красивая, солнечная, а главное - отдельная квартира со всеми уже придуманными и ещё не придуманными удобствами. И вообще, всё будет очень-очень хорошо!
Пименов Ю. "Свадьба на завтрашней улице", 1962.
Ни Девушка в клёше, ни Девушка в мини Коммунизма так не дождались, - они теперь вместе стоят в очереди за пенсией. Первая читает в очереди Донцову, вторая - Веллера, одна фасонит в дешёвой турецкой юбке "в цветочек", вторая - предпочитает донашивать дочкины (или даже - внучкины) джинсы. Одна врёт своей внучке, что в юности все оборачивались ей вслед, полагая, что в Москву приехала Брижитт Бардо; вторая врёт, что сам Келдыш прочил ей Нобелевскую Премию. Впрочем, возможно всё так и было...
Правда, Девушка в клёше, наверняка, теперь живёт в отдельной квартире с окнами на лесопарковую зону... А за Девушкой в мини звездолёт так и не примчался...
Взято здесь
Journal information