ycnokoutellb (ycnokoutellb) wrote,
ycnokoutellb
ycnokoutellb

Category:

Средневековая наука. Штрихи к портрету

«достаточно сказать, что почти все папы XIII—XIV вв. начинали свою карьеру в университетах в качестве студентов теологического или юридического факультетов» (1)



1. Воевала ли Католическая Церковь против науки?

Атеисты размахивая звонкими лозунгами, пытаются уложить всю средневековую науку в прокрустово ложе антиклерикализма. Но факты вещь упрямая, а они говорят нам о том, что какого-то фундаментального противостояния между Церковью и наукой тогда не существовало. Именно монастыри сохраняли, переводили и переписывали греческие и арабские научные труды. Многие ученые (в том числе и Галилей с Коперником) посвящали свои труды Папе Римскому, а тот, в свою очередь выпускал буллы, направленные на развитие науки. Большинство учебных заведений, среди которых такие прославленные университеты как Кембриджский, Римский, Пражский и Венский были открыты также с санкции Папы Римского.

«Александр, епископ, раб рабов божьих, своим возлюбленным сыновьям университета магистров и школяров в Саламанке, привет и апостольское благословение. Мы считаем совершенно правильным и достойным, чтобы те, кто возделывает ежедневными занятиями поле познания в поисках жемчужины науки, получали радость, находя у нас расположение и милостивое внимание к их просьбам. И поскольку они будут чувствовать поддержку апостольского расположения, их деятельность будет более свободно следовать по намеченному пути».
Привилегия Папы Александра IV университету в Саламанке (1)

2. Были ли средневековые ученые атеистами?

Большинство ученых того времени были верующими. Галилей был искренним католиком
«...лишь один знает все — Господь Бог»
...
«В заключение я мог бы добавить, что движение приписываемое Земле (которое я, будучи человеком благочестивым и католиком,считаю совершенно неверным и бесцельным) позволяет объяснить множество различнейших явлений, наблюдаемых среди небесных тел» "
(2)


Ян Матейко «Разговор с Богом»

«Если позволит Бог, без Которого мы ничего не можем, я попытаюсь подробнее исследовать такие же вопросы и относительно других светил» (3)

Кеплер, несмотря на свой огромный математический талант, был весьма мистичен: кроме успехов на научном поприще и обладания крепкой веры, он сам составлял астрологические прогнозы.
Иногда и сами церковнослужители занимались наукой. Великий Коперник был каноником Фромборкского собора, а в самом начале своего эпического труда «О вращении небесных сфер» он рассказывает папе Павлу III что на опубликование сего труда его увлекли «Николай Шонберг, капуанский кардинал,— муж, знаменитый во всех родах наук, и необычайно меня любящий человек Тидеманн Гизий, кульмский епископ, очень пре­данный божественным и вообще всем добрым наукам. ».(3)
Стоит также отметить Николая Кузанского.Астрономические труды этого кардинала оказали влияние на взгляды Коперника и Галилея. Именно он утверждал что все светила, включая Землю, движутся в пространстве. В 1445—1449 гг. Кузанский написал трактаты «О квадратуре круга» и «О соизмерении прямого и кривого» — о спрямлении окружности, а в 1451 году изобрёл рассеивающую линзу для очков.

3. Почему Церковь не признала правоту ученых?

Сложность ситуации состояла в том, что ученые еще многого не знали и единства в научной среде не было. Отсюда и разные взгляды , теории и гипотезы, каждая из которых имела и сильные и слабые стороны.. Не было ученых, которые были во всем правы, и ученых которые были во всем не правы. В чем-то ошибались и церковники, и ученые.
«Поэтому я не хочу скрывать от Твоего Святейшества, что к размышлениям о другом способе расчета движений мировых сфер меня побудило именно то, что сами ма­тематики не имеют у себя ничего вполне установленного относительно исследований этих движений.»
(3)

Например, Галилей, считал восьмую звездную сферу неподвижной, комету — оптическим эффектом (иезуиты, кстати, правильно считали ее физическим телом), высмеивал философов, считающих раскаты грома результатом столкновения облаков, и своего, одновременно и коллегу и оппонента Кеплера за то, что тот видел взаимосвязь между Луной и приливами...Сам Кеплер ворчал на Тихо Браге, который не соглашался в чем-то с самим Коперником, который в свою очередь пользовался неточными приборами и таблицами. Но все вместе они внесли огромный вклад в развитие науки.

«..тот, кто поразмыслил бы глубже, понял бы в чем заблуждение Коперника: он ошибочно приписал Земле третье движение, которое является не движением, а неподвижностью и состоянием покоя» (2)
«Я всегда считал Кеплера человеком свободного (пожалуй даже слишком) и острого мышления, но мой метод рассуждения решительно отличен от его метода; разумеется, может оказаться, что в наших работах об одних и тех же предметах, однако только в отношении движений небесных тел, мы могли встретиться в некоторых, хотя и немногих построениях.. но этого не будет обнаружено и в одной сотой части моих мыслей»
(письмо к Fulgenzio Micanzio) (4)

4.Неужели запрет коперниковской теории и суд над Галилеем - всего лишь выдумки коварных атеистов?

Нет, конечно. Были трагические страницы в отношениях между наукой и церковью. Но стоит отметить два момента:
а) эти отдельные случаи ничего не говорят о фундаментальной якобы вражде религии и науки
б) не стоит забывать что ученые тоже не были кроткими ангелами, и часть ответственности лежит на них.

«Учение Коперника принималось как некоторая условность, не исключающая учения Птоломея; обе доктрины можно оставить сосуществовать. Таким образом Средневековье тянуло назад. Но оно тянуло как-то вяло и нерешительно: построениями Коперника уже пользовались для усовершенствования астрономических вычислений. Еще характернее, что когда в 1582 г. папа Григорий XIII провел, наконец, долгожданную реформу календаря, то в основу солнечного и лунно-солнечного исчисления была положена длина года в определении, данном именно Коперником. Вообще, ни о какой цензуре его книги и учения речи не возникает; она переиздается. Словом, ничто не предвещает той бури, которая пронеслась над знаменитой книгой через 73 года после ее появления»
(4)

Да, среди церковников были сторонники буквального толкования Библии, были и излишние ревнители мнимого благочестия, но все-таки не они были одними виновниками этих трагических для науки событий. Сыграло свою роль и заносчивость ученых, и развитие ересей, вызывавших опасение Церкви. Тут отдельное «спасибо» следует сказать Джордано Бруно, скомпрометировавшего учение Коперника своими оккультными взглядами.

Мы в 20-ом веке были свидетелями, как ученые травили ученых, как светская атеистическая власть власть расстреливала ученых, а сами ученые травили своих коллег. Но тем не менее из этого нельзя утверждать что наука в 20-веке была враждебна господствующим идеологиям. Так будьте же и вы, уважаемые читатели, чуть-чуть поснисходительнее по отношению к средневековым людям, жившим в те времена, когда самые великие ученые в каких-то областях знали меньше чем современные школьники.

Источники

1.Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. Воронежский государственный педагогический институт. 1973© текст - Липатникова Г. И. 1973
2.Галилей «Пробирных дел мастер»
3.Н. Коперник «О вращении Небесных сфер»
4.Н. И. Идельсон. Этюды по истории небесной механики / Наука, Москва, 1975.

Читать также
История науки и техники Средневековой Европы

Tags: мои статьи, средние века, христианская наука, цитаты
Subscribe

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments