?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рече безумен, или о соотношении религии, атеизма и психического здоровья
(С. Худиев)



Один из популярнейших тезисов атеистической пропаганды — то, что религия есть форма душевного расстройства, что в ней есть нечто психопатологическое. Этот тезис настойчиво повторяется и превратился в нечто вроде догмата воинствующего атеизма (невоинствующие, спокойные неверующие его обычно не придерживаются, но речь сейчас не о них). Например, такой популярный автор, как Ричард Докинз развивает его в своей, переведенной и изданной у нас книге «Бог как иллюзия». Говоря о слове «иллюзия» (delusion) в заголовке своей книги, термине, взятом из области психиатрии, автор говорит:

«Встроенный в программу Мiсrosоft Word словарь определяет «навязчивую иллюзию» как «упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного, особенно – симптом психического расстройства». Первая часть определения вполне применима к религии. Что же касается психического расстройства, то я склонен согласиться с Робертом М. Пирсигом, автором книги «Дзен и искусство починки мотоциклов», заявившим: «Когда навязчивые иллюзии появляются у одного человека, это сумасшествие. Когда они появляются сразу у многих, это религия»"

В другом месте он пишет: «Обитатели психиатрических лечебниц считают себя Наполеонами, Чарли Чаплинами, уверены, что весь мир строит против них козни, что они могут телепатически передавать свои мысли другим. Их не пытаются разубедить, но и не принимают основанные на персональных откровениях верования всерьез, главным образом потому, что число сторонников таких верований невелико. Отличие религий состоит только в гораздо большем количестве последователей». В той же книге Докинз одобрительно цитирует другого атеистического публициста, Сэма Харриса: «Людей, верования которых не имеют рационального обоснования, называют по-разному. Если их верования широко распространены, мы называем таких людей религиозными; если нет — как правило, именуем сумасшедшими, психопатами или тронувшимися… Вот уж поистине — большинство всегда право (с ума поодиночке сходят) . Но по сути дела — чистая случайность, что в нашем обществе считается нормальным убеждение в способности Творца Вселенной читать наши мысли, тогда как уверенность в том, что барабанящий в окно дождь передает вам азбукой Морзе его волю, рассматривается как проявление безумия. И хотя, в строгом смысле слова, религиозные люди — не сумасшедшие, суть их верований, без сомнения, сродни безумию»

В главе, названной «Насилие физическое и духовное» Докинз уверяет, что религиозная вера, и, особенно, учение об аде, наносят тяжкий ущерб детской психике и приводит душераздирающую историю о девочке-католичке, психика которой было глубоко повреждена наставлениями в вере, и которой понадобились десятилетия психологической помощи, чтобы как-то привести себя в порядок.

Для части нашей интеллигенции Докинз является тем же, чем были Бюхнер с Молешоттом для Базарова — учителями. Беда многих у нас не в отсутствии веры — как раз вера их носит самый пламенный и нерассуждающий характер — а в ее обращенности не к тому предмету. Некоторые западные публицисты (причем далеко не лучшие) воспринимаются у нас как гуру, наконец-то открывшие глаза на мир, гуру, всякое слово которых воспринимается как непреложная истина, публичные сомнения в которой вызывают такой гнев, который может вызвать только хула на великую святыню. Впрочем, психологическое сходство воинствующего атеизма с самыми фундаменталистскими формами религиозности отмечалось уже давно — сам Докинз упоминает, что более спокойные атеисты сравнивают его с фундаменталистским проповедником.

Представление о психопатологичности религии всем хорошо известно — оно объясняет феномен религии, оно воодушевляет массы на борьбу, оно делает борцов с религией благодетелями человечества, оно показывает нам несомненные преимущества атеизма, оно исполняет нас праведным негодованием на мрачных и невежественных попов, калечащих неокрепшие души, — при всех его огромных достоинствах, у него всего один недостаток. Оно грубо противоречит имеющимся данным.

Вопрос о том, является ли религия формой психопатологии, как и вопрос о том, разрушает ли религия психику, это вопрос вполне разрешимый в рамках науки. Ученые регулярно проводят исследования того, как на психическое здоровье влияют те или иные факторы — возраст, употребление алкоголя, семейное положение, и, в том числе, религиозность. Ничего секретного в этих исследованиях нет; узнать, каково соотношение между психопатологией и религией, может всякий пользователь сети Интернет.

Здесь я буду ссылаться, в основном, на англоязычные источники — просто потому, что в мире, не пережившем длительного господства «научного атеизма» психиатрия смогла накопить больше материала. Это материал оказывается несколько неожиданным — мы знаем, что люди, страдающие душевными болезнями, ищут поддержки и утешения в Церкви, мы знаем, что болезненный бред может принимать религиозный (как и, например, научный или изобретательский) характер. Но — какой реприманд неожиданный! – статистически верующие, церковные люди демонстрируют гораздо лучшие показатели психического здоровья, чем неверующие. В этом сходится множество исследований, проведенными самыми разными изыскателями. Например, журнал Psychiatric Times — профессиональное издание, не имеющее никакого отношения к христианской апологетике — публикует статью Дэвида Ларсона — президента Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, которая так и называется — «Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье» (David B. Larson, M.D., M.S.P.H., Susan S. Larson, M.A.T., and Harold G. Koenig, M.D., M.H.Sc, The Once-Forgotten Factor in Psychiatry: Research Findings on Religious Commitment and Mental Health) в которой дается обзор данных, относящихся к этой теме. Как утверждают исследователи, «в соответствии с недавно опубликованными исследованиями, отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании» С другой стороны, духовность помогает преодолеть злоупотребление алкоголем или наркотиками: «например, 45% пациентов, проходивших религиозные программы излечения зависимости от опиатов, год спустя оставались свободными от наркотиков – по сравнению с 5% получавшими помошь в рамках нерелигиозных общественных программ» (Desmond and Maddux, 1981). Другие исследования показывают более низкий уровень депрессий и злоупотребления алкоголем и наркотиками; например, исследование 1900 пар близнецов-женщин показали значительно более низкий уровень депрессии, злоупотребления табаком, алкоголем и наркотиками среди тех, кто был более религиозен»

В той же статье отмечается, что посещение богослужений является наиболее заметным фактором, ведущим к снижению числа самоубийств. Та же тенденция — неверие коррелирует с более высоким риском самоубийства, алкоголизма и наркомании — отмечается и рядом других исследований. Так, глобальный обзор по эпидемиологии самоубийств «A global perspective in the epidemiology of suicide by JM Bertolote» приводит сравнительную таблицу по числу самоубийств среди приверженцев различных религий; наиболее высокое число самоубийств совершают атеисты. «Американский журнал психиатрии» публикует статью Каниты Дервич и других (Kanita Dervic, Maria A. Oquendo, Michael F. Grunebaum, Steve Ellis, Ainsley K. Burke, and J. John Mann) «Религиозная принадлежность и попытки самоубийства» (»Religious Affiliation and Suicide Attempt«), в которой ученые отмечают, что «не имеющие религиозной принадлежности люди и их ближайшие родственники значительно чаще совершают попытки самоубийства».

Профессор Эндрю Кларк из Парижской Школы Экономики отмечает, что согласно проеденным его сотруднкиами исследованиям, верующие более счастливы и легче переносят жизненные удары — такие, как, например, потеря работы. Это же отмечает и ряд других исследований, например, обзор «Религия и психическое здоровье» опубликованный бразильскими психиатрами из университета Сан-Паулу — верующие демонстрируют заметно более высокий уровень психологического благополучия.

Что же несчастные дети, растущие в религиозных семьях, о судьбе которых так беспокоится Докинз? Соотношение между религиозностью родителей и психологическим благополучием детей тоже было предметом научного исследования. Так, согласно исследованию, опубликованном на сайте Американской Психиатрической Ассоциации, (Relationship Between Maternal Church Attendance and Adolescent Mental Health and Social Functioning Stuart R. Varon, M.D. and Anne W. Riley, Ph.D.) дети и подростки из семей, где матери регулярно ходят в церковь, значительно более благополучны в психологическом и медицинском отношении, чем в семьях, где посещение церкви редко или отсутствует.

Таковы научные данные — и любой человек, у которого есть компьютер, подключенный к сети Интернет, может легко с ними ознакомиться. Верующие люди статистически здоровее психически, счастливее, менее склонны к злоупотреблениям наркотиками и алкоголем, менее склонны к самоубийству, легче переносят жизненные трудности и растят более здоровых и счастливых детей. Это никоим образом не предмет веры — это вопрос проверяемых научных данных, собранных множеством независимых исследователей.

Вернемся к тому определению «навязчивой иллюзии», которое цитирует Докинз — «упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного». Нельзя не заметить иронии ситуации — воинствующие атеисты демонстрируют именно такое поведение, которое приписывают верующим, и с истинно фундаменталистским упорством придерживаются антирелигиозных мифов, в очевидной ложности которых всякий пользователь интернета может убедиться за десять минут. Так называемый «Новый Атеизм» — популярное на Западе и активно проникающее к нам течение публицистики — не столько антирелигиозен, сколько антинаучен.

Читать также
Дебилоатеисты
Антихристианство и психопатология

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 397
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

ycnokoutellb
Sep. 19th, 2010 08:37 pm (UTC)
все перетекает в старый спор о том, что такое "адекватное восприятие реальности"
(Deleted comment)
texocmotp
Sep. 20th, 2010 12:55 am (UTC)
Ну и что?
У верующего будут гипотезы которые не входят в противоречие друг с другом. И что дальше?
Вы лучше скажите что будет с вами после смерти. И вообще как у вас мировозрение стоит, на каких китах :)
(Deleted comment)
partizan_1812
Sep. 20th, 2010 02:07 pm (UTC)
невидимое
Увв Корвускоракс и Макнил, позвольте вмешаться в вашу интересную дискуссию.

corvuscorax1988 wrote:
...там, где христианство требует веры в невидимое, антихристианство требует неверия в видимое... На первое меня еще хватает, на второе - нет.

Mknil wrote
Мировозрение:
Скептицизм. Частная собственность неприкосновенна. "Относись к другому так, как хочешь что бы относились к тебе". Нет ничего ценнее человеческой жизни.

Мне кажется, что я понимаю ув Коракса, но он не вполне прав. Ув Макнил напрямую призывает к вере в невидимое, хотя и завуалированное.

Например, "Относись к другому так, как хочешь что бы относились к тебе". Почему? Если ув Макнил задумается над обоснованием этой максимы, ничего видимого он не найдет, кроме "это позволяет сохраниться обществу, это единственный образ действий, достойный Человека и т.п." Предположим, что это действительно выбор Макнила. Ну и что? Почему его действия должны быть примером для других. Не потому же, что так сказал дедушка Кант?

Или вот "Частная собственность неприкосновенна. Нет ничего ценнее человеческой жизни". А почему неприкосновенна? А если можмо спасти человеческую жизнь путем объема частной собственности. Что тогда? Если нет ничего ценнее человеческой жизни, то ее можно спасать любой ценой? А ценой другой жизни?

Если ув Макнил ответит на эти вопросы, окажется, что "видимого" там очень мало, а есть одна только маловразумительная каша, похожая на ленинский урок в 70е годы.
partizan_1812
Sep. 20th, 2010 02:12 pm (UTC)
опечатки
Пожалуйста, игнорируйте опечатки.
Нужен знак вопроса после "..для других" и "...собственности". Объема=отъема. Можмо=можно.
Простите, трудно печатать по-русски на латинской клавиатуре.
(Deleted comment)
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:07 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:42 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 11:31 am (UTC) - Expand
Re: опечатки - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:07 pm (UTC) - Expand
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:24 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
куда клоню? - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: куда клоню? - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 04:29 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Ой, упало... - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 06:03 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Ой, упало... - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 06:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Вона оно как - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Вона оно как - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:30 pm (UTC) - Expand
Re: опечатки - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:46 pm (UTC) - Expand
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:58 am (UTC) - Expand
texocmotp
Sep. 20th, 2010 11:07 pm (UTC)
Получается
что ваше мировозрение основано на христинском учении.
(Deleted comment)
Re: Получается - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:16 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Получается - texocmotp - Sep. 21st, 2010 11:56 pm (UTC) - Expand
corvuscorax1988
Sep. 20th, 2010 05:13 am (UTC)
Интересно, что как я уже отмечал, там, где христианство требует веры в невидимое, антихристианство требует неверия в видимое - в вещи, которые можно увидеть, потрогать, в которых можно принять участие. На первое меня еще хватает, на второе - нет. Вот почему я никогда не смог бы быть антиклерикалом..
(Deleted comment)
corvuscorax1988
Sep. 20th, 2010 08:17 am (UTC)
заставляют не верить в помощь Церкви при пожарах.
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:23 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 02:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 05:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 01:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:57 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 11:17 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 01:44 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 02:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
елка - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:33 pm (UTC) - Expand
Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 04:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 04:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 05:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:49 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:51 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 22nd, 2010 12:06 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 01:10 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - corvuscorax1988 - Sep. 22nd, 2010 02:03 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 04:35 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 05:07 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 05:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:47 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 08:09 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:57 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 22nd, 2010 12:17 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 05:19 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 21st, 2010 02:48 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 05:26 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:55 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 08:38 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 21st, 2010 08:57 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 22nd, 2010 12:27 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 22nd, 2010 12:45 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
partizan_1812
Sep. 20th, 2010 02:38 pm (UTC)
видимое невидимое
Коракс:
"антихристианство требует неверия в видимое"

Ну, разумеется, я с Вами согласен. :)

Захотелось, просто, использовать Вашу реплику как риторический прием. Да, антихристианство и атеизм в целом требуют именно неверия определенным толкованиям определенных наблюдений.
Мне, однако, всегда представлялось любопытным, что "позитивная" часть атеистического мировоззрения, на основании которой некоторые взгляды являются табу, представляет собой ни что иное как набор мнений не укорененных ни в чем, кроме .. хм.. мнений. :)
corvuscorax1988
Sep. 20th, 2010 02:40 pm (UTC)
Re: видимое невидимое
Что могло бы объяснить этот феномен? Я думаю, что это частный случай негативной идентичности - когда принадлежность к своим определяется ненавистью к врагу - в качестве врага могут выступать самые разные сущности, от ZOG'а до режима Путина, от американского империализма до Русской Православной Церкви. В этой ситуации критерием идентичности является именно ненависть к врагу, а не утверждение каких-то положительных ценностей; либерал - это тот, кто ненавидит путинз рашу, а не тот, кто знаком с идеями Дж.Ст.Милля или хотя бы слышал эту фамилию; антиклерикал - это человек, который ненавидит Церковь, а в состоянии ли он отличить теизм от оккультизма, решительно неважно. Это приводит к тому, что в качестве наиболее аутентичных представителей соответствующих взглядов выдвигаются наиболее воинствующие их представители, и в итоге сложившаяся среда неприятно поражает даже идейных симпатизантов своею злобностью, вплоть до отпадения последних от благодати атеизма.
(с) тот же самый пост
partizan_1812
Sep. 20th, 2010 02:52 pm (UTC)
Re: видимое невидимое
Mожет быть. Но это может быть правда для агрессивной антиклерикальной молодежи. Однако процесс уже давно набрал обороты и имеет свою собственную инерцию. Исходно, думаю, связан с проблемами западного христианства и желанием "ветхого человека" не быть стесненным в погоне за "ветхими ценностями".
А сейчас атеизм является дефакто образовательной нормой на Западе и в определенных социальных группах подразумевается, что Вы просто не можете являться человеком религиозным, даже если "приписаны" к какой нибудь церкви. Это не очень агрессивный атеизм, но прекрасная среда для титанов мысли вроде Сэма Харриса. По моим наблюдениям, эту норму люди таких социальных групп (университетская среда, например) получают в ходе образования (в школе, через масс-культуру, даже в универе). Их де факто атеизм похож на атеизм совецких времен или поголовное православие тех времен, когда оно являлось в том числе и "общественной нормой".
Re: видимое невидимое - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:03 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:12 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:22 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 06:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 12:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 03:50 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 05:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 06:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 05:19 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:00 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - texocmotp - Sep. 21st, 2010 01:04 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - texocmotp - Sep. 21st, 2010 11:48 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:56 am (UTC) - Expand

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Мои последние записи например

Текущий месяц

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Powered by LiveJournal.com