?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рече безумен, или о соотношении религии, атеизма и психического здоровья
(С. Худиев)



Один из популярнейших тезисов атеистической пропаганды — то, что религия есть форма душевного расстройства, что в ней есть нечто психопатологическое. Этот тезис настойчиво повторяется и превратился в нечто вроде догмата воинствующего атеизма (невоинствующие, спокойные неверующие его обычно не придерживаются, но речь сейчас не о них). Например, такой популярный автор, как Ричард Докинз развивает его в своей, переведенной и изданной у нас книге «Бог как иллюзия». Говоря о слове «иллюзия» (delusion) в заголовке своей книги, термине, взятом из области психиатрии, автор говорит:

«Встроенный в программу Мiсrosоft Word словарь определяет «навязчивую иллюзию» как «упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного, особенно – симптом психического расстройства». Первая часть определения вполне применима к религии. Что же касается психического расстройства, то я склонен согласиться с Робертом М. Пирсигом, автором книги «Дзен и искусство починки мотоциклов», заявившим: «Когда навязчивые иллюзии появляются у одного человека, это сумасшествие. Когда они появляются сразу у многих, это религия»"

В другом месте он пишет: «Обитатели психиатрических лечебниц считают себя Наполеонами, Чарли Чаплинами, уверены, что весь мир строит против них козни, что они могут телепатически передавать свои мысли другим. Их не пытаются разубедить, но и не принимают основанные на персональных откровениях верования всерьез, главным образом потому, что число сторонников таких верований невелико. Отличие религий состоит только в гораздо большем количестве последователей». В той же книге Докинз одобрительно цитирует другого атеистического публициста, Сэма Харриса: «Людей, верования которых не имеют рационального обоснования, называют по-разному. Если их верования широко распространены, мы называем таких людей религиозными; если нет — как правило, именуем сумасшедшими, психопатами или тронувшимися… Вот уж поистине — большинство всегда право (с ума поодиночке сходят) . Но по сути дела — чистая случайность, что в нашем обществе считается нормальным убеждение в способности Творца Вселенной читать наши мысли, тогда как уверенность в том, что барабанящий в окно дождь передает вам азбукой Морзе его волю, рассматривается как проявление безумия. И хотя, в строгом смысле слова, религиозные люди — не сумасшедшие, суть их верований, без сомнения, сродни безумию»

В главе, названной «Насилие физическое и духовное» Докинз уверяет, что религиозная вера, и, особенно, учение об аде, наносят тяжкий ущерб детской психике и приводит душераздирающую историю о девочке-католичке, психика которой было глубоко повреждена наставлениями в вере, и которой понадобились десятилетия психологической помощи, чтобы как-то привести себя в порядок.

Для части нашей интеллигенции Докинз является тем же, чем были Бюхнер с Молешоттом для Базарова — учителями. Беда многих у нас не в отсутствии веры — как раз вера их носит самый пламенный и нерассуждающий характер — а в ее обращенности не к тому предмету. Некоторые западные публицисты (причем далеко не лучшие) воспринимаются у нас как гуру, наконец-то открывшие глаза на мир, гуру, всякое слово которых воспринимается как непреложная истина, публичные сомнения в которой вызывают такой гнев, который может вызвать только хула на великую святыню. Впрочем, психологическое сходство воинствующего атеизма с самыми фундаменталистскими формами религиозности отмечалось уже давно — сам Докинз упоминает, что более спокойные атеисты сравнивают его с фундаменталистским проповедником.

Представление о психопатологичности религии всем хорошо известно — оно объясняет феномен религии, оно воодушевляет массы на борьбу, оно делает борцов с религией благодетелями человечества, оно показывает нам несомненные преимущества атеизма, оно исполняет нас праведным негодованием на мрачных и невежественных попов, калечащих неокрепшие души, — при всех его огромных достоинствах, у него всего один недостаток. Оно грубо противоречит имеющимся данным.

Вопрос о том, является ли религия формой психопатологии, как и вопрос о том, разрушает ли религия психику, это вопрос вполне разрешимый в рамках науки. Ученые регулярно проводят исследования того, как на психическое здоровье влияют те или иные факторы — возраст, употребление алкоголя, семейное положение, и, в том числе, религиозность. Ничего секретного в этих исследованиях нет; узнать, каково соотношение между психопатологией и религией, может всякий пользователь сети Интернет.

Здесь я буду ссылаться, в основном, на англоязычные источники — просто потому, что в мире, не пережившем длительного господства «научного атеизма» психиатрия смогла накопить больше материала. Это материал оказывается несколько неожиданным — мы знаем, что люди, страдающие душевными болезнями, ищут поддержки и утешения в Церкви, мы знаем, что болезненный бред может принимать религиозный (как и, например, научный или изобретательский) характер. Но — какой реприманд неожиданный! – статистически верующие, церковные люди демонстрируют гораздо лучшие показатели психического здоровья, чем неверующие. В этом сходится множество исследований, проведенными самыми разными изыскателями. Например, журнал Psychiatric Times — профессиональное издание, не имеющее никакого отношения к христианской апологетике — публикует статью Дэвида Ларсона — президента Национального Института исследований в области Здоровья (США), и его соавторов, которая так и называется — «Забытый фактор в Психиатрии: Религиозная посвященность и психическое здоровье» (David B. Larson, M.D., M.S.P.H., Susan S. Larson, M.A.T., and Harold G. Koenig, M.D., M.H.Sc, The Once-Forgotten Factor in Psychiatry: Research Findings on Religious Commitment and Mental Health) в которой дается обзор данных, относящихся к этой теме. Как утверждают исследователи, «в соответствии с недавно опубликованными исследованиями, отсутствие религиозных или духовных интересов остается серьезным фактором риска развития алкоголизма и наркомании» С другой стороны, духовность помогает преодолеть злоупотребление алкоголем или наркотиками: «например, 45% пациентов, проходивших религиозные программы излечения зависимости от опиатов, год спустя оставались свободными от наркотиков – по сравнению с 5% получавшими помошь в рамках нерелигиозных общественных программ» (Desmond and Maddux, 1981). Другие исследования показывают более низкий уровень депрессий и злоупотребления алкоголем и наркотиками; например, исследование 1900 пар близнецов-женщин показали значительно более низкий уровень депрессии, злоупотребления табаком, алкоголем и наркотиками среди тех, кто был более религиозен»

В той же статье отмечается, что посещение богослужений является наиболее заметным фактором, ведущим к снижению числа самоубийств. Та же тенденция — неверие коррелирует с более высоким риском самоубийства, алкоголизма и наркомании — отмечается и рядом других исследований. Так, глобальный обзор по эпидемиологии самоубийств «A global perspective in the epidemiology of suicide by JM Bertolote» приводит сравнительную таблицу по числу самоубийств среди приверженцев различных религий; наиболее высокое число самоубийств совершают атеисты. «Американский журнал психиатрии» публикует статью Каниты Дервич и других (Kanita Dervic, Maria A. Oquendo, Michael F. Grunebaum, Steve Ellis, Ainsley K. Burke, and J. John Mann) «Религиозная принадлежность и попытки самоубийства» (»Religious Affiliation and Suicide Attempt«), в которой ученые отмечают, что «не имеющие религиозной принадлежности люди и их ближайшие родственники значительно чаще совершают попытки самоубийства».

Профессор Эндрю Кларк из Парижской Школы Экономики отмечает, что согласно проеденным его сотруднкиами исследованиям, верующие более счастливы и легче переносят жизненные удары — такие, как, например, потеря работы. Это же отмечает и ряд других исследований, например, обзор «Религия и психическое здоровье» опубликованный бразильскими психиатрами из университета Сан-Паулу — верующие демонстрируют заметно более высокий уровень психологического благополучия.

Что же несчастные дети, растущие в религиозных семьях, о судьбе которых так беспокоится Докинз? Соотношение между религиозностью родителей и психологическим благополучием детей тоже было предметом научного исследования. Так, согласно исследованию, опубликованном на сайте Американской Психиатрической Ассоциации, (Relationship Between Maternal Church Attendance and Adolescent Mental Health and Social Functioning Stuart R. Varon, M.D. and Anne W. Riley, Ph.D.) дети и подростки из семей, где матери регулярно ходят в церковь, значительно более благополучны в психологическом и медицинском отношении, чем в семьях, где посещение церкви редко или отсутствует.

Таковы научные данные — и любой человек, у которого есть компьютер, подключенный к сети Интернет, может легко с ними ознакомиться. Верующие люди статистически здоровее психически, счастливее, менее склонны к злоупотреблениям наркотиками и алкоголем, менее склонны к самоубийству, легче переносят жизненные трудности и растят более здоровых и счастливых детей. Это никоим образом не предмет веры — это вопрос проверяемых научных данных, собранных множеством независимых исследователей.

Вернемся к тому определению «навязчивой иллюзии», которое цитирует Докинз — «упорное верование вопреки убедительным доказательствам противного». Нельзя не заметить иронии ситуации — воинствующие атеисты демонстрируют именно такое поведение, которое приписывают верующим, и с истинно фундаменталистским упорством придерживаются антирелигиозных мифов, в очевидной ложности которых всякий пользователь интернета может убедиться за десять минут. Так называемый «Новый Атеизм» — популярное на Западе и активно проникающее к нам течение публицистики — не столько антирелигиозен, сколько антинаучен.

Читать также
Дебилоатеисты
Антихристианство и психопатология

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 397
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 177 успокоились — успокоиться )
aealo
Sep. 19th, 2010 06:22 pm (UTC)
У Худиева вроде не раз уже обсуждалось
Кстати:
хостинг изображений
http://www.medicus.ru/narcology/rus/pats/index.php?cont=article&art_id=588

И еще - "Примеры насилия в Библии могут провоцировать агрессию"
http://community.livejournal.com/carians/223565.html


ycnokoutellb
Sep. 19th, 2010 08:36 pm (UTC)
это проценты внутри больных, проходящих лечение, а не среди общества в целом
да и метод какой-то непонятный
(no subject) - aealo - Sep. 20th, 2010 09:05 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 01:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - aealo - Sep. 20th, 2010 08:55 am (UTC) - Expand
plotnikk
Sep. 19th, 2010 09:40 pm (UTC)
По ссылке сходил
и бы очень удивлен каким образом и из ходя из каких принципов была создана эта таблица. И всем советую на то посмотреть, что бы зримо понять основные принципы манипуляции сознанием.
Спасибо Вам. Убедили , хотя и в обратном!
Re: По ссылке сходил - aealo - Sep. 20th, 2010 09:04 am (UTC) - Expand
Re: По ссылке сходил - plotnikk - Sep. 20th, 2010 11:59 am (UTC) - Expand
corvuscorax1988
Sep. 20th, 2010 04:31 am (UTC)
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ
Христианство дало могучий толчок к облагорожению половых отношений, подняв женщину на одинаковую социальную высоту с мужчиной и превратив любовную связь между ними в религиозно-нравственный обряд. Этим устанавливалось то положение, что на высшей ступени цивилизации любовь человеческая может быть только моногамной и должна иметь в основе длительный союз. Природа может требовать только размножения
рода, но общественная единица, будь то семья или государство, должна иметь гарантию, что потомство будет преуспевать физически, нравственно и интеллектуально. Именно равноправие полов, установление моногамии и укрепление последней правовыми, религиозными и этическими узами дали христианским народам преимущество и духовное и материальное над народами с полигамией вообще и над исламом, в частности
Мухаммед, правда, стремился поднять положение восточной женщины, бывшей только рабыней и орудием грубой чувственности, и поставить ее на более высокую ступень в социальном и семейном отношении, но все же в мусульманском мире женщина продолжает стоять неизмеримо ниже мужчины, которому одному предоставлено право расторжения брачного союза, расторжения, к тому же крайне легко выполнимого.
Ислам совершенно отстранил женщину от всякого участия в общественной жизни и
тем самым затормозил ее интеллектуальное и нравственное развитие. Из-за этого
мусульманская женщина, в сущности, осталась только средством удовлетворения половой
похоти и сохранения расы, тогда как добродетели и способности христианки, являющейся
хозяйкой дома, воспитательницей детей и равноправной подругой мужчины, могли
расцвести пышным цветом.
Таким образом, ислам с полигамией и гаремной жизнью является резким контрастом моногамии, отличающей семейную жизнь в христианском мире.
Тот же контраст обнаруживается и при сравнении религиозных воззрений мусульман и христиан на загробную жизнь. Верующему христианину последняя представляется в виде рая, очищенного от всей земной чувственности и обещающего чисто духовные наслаждения, воображение мусульманина рисует ему загробную жизнь в образе сладострастной гаремной жизни с восхитительными гуриями.
При всех средствах обуздания чувственного влечения, предоставляемых в распоряжение культурного человека религией, законами, воспитанием и нравственностью, над ним всегда висит как дамоклов меч опасность падения с лучезарной высоты чистой и целомудренной любви в бездну низменных позывов плоти.
(с) Р. Крафт фон Эбинг
niko83
Sep. 20th, 2010 05:02 am (UTC)
Еще кто Библию читал :)
niko83
Sep. 20th, 2010 05:02 am (UTC)
Еще бы кто нибудь Библию читал :)
(Deleted comment)
ycnokoutellb
Sep. 19th, 2010 08:37 pm (UTC)
все перетекает в старый спор о том, что такое "адекватное восприятие реальности"
(Deleted comment)
Ну и что? - texocmotp - Sep. 20th, 2010 12:55 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 02:07 pm (UTC) - Expand
опечатки - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 02:12 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:07 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:42 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 11:31 am (UTC) - Expand
Re: опечатки - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:07 pm (UTC) - Expand
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:24 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
куда клоню? - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: куда клоню? - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 04:29 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Ой, упало... - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 06:03 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Ой, упало... - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 06:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Вона оно как - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Вона оно как - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: опечатки - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:46 pm (UTC) - Expand
Re: опечатки - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:58 am (UTC) - Expand
Получается - texocmotp - Sep. 20th, 2010 11:07 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Получается - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:16 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Получается - texocmotp - Sep. 21st, 2010 11:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 05:13 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:17 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:23 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:33 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 10:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 20th, 2010 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 02:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 05:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Sep. 21st, 2010 01:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 08:57 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 11:17 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 01:44 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 02:39 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
елка - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:33 pm (UTC) - Expand
Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 04:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 04:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 05:59 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:49 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:51 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 22nd, 2010 12:06 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 01:10 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - corvuscorax1988 - Sep. 22nd, 2010 02:03 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 04:35 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 05:07 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 05:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:47 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 20th, 2010 08:09 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:57 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 22nd, 2010 12:17 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 05:19 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 21st, 2010 02:48 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 05:26 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 21st, 2010 10:55 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - ycnokoutellb - Sep. 21st, 2010 08:38 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 21st, 2010 08:57 pm (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 22nd, 2010 12:27 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - umbloo - Sep. 22nd, 2010 12:45 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - texocmotp - Sep. 21st, 2010 12:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 02:38 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 02:40 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 02:52 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:03 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:12 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - corvuscorax1988 - Sep. 20th, 2010 03:22 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 03:31 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 05:48 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 06:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 07:15 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 12:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 03:50 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 05:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 06:01 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 05:19 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - partizan_1812 - Sep. 20th, 2010 08:00 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - texocmotp - Sep. 21st, 2010 01:04 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: видимое невидимое - texocmotp - Sep. 21st, 2010 11:48 pm (UTC) - Expand
Re: видимое невидимое - corvuscorax1988 - Sep. 21st, 2010 12:56 am (UTC) - Expand
corvuscorax1988
Sep. 20th, 2010 02:42 am (UTC)

Полуинтеллигент есть человек весьма типичный для нашего времени. Он не имеет законченного образования, но наслушался и начитался достаточно, чтобы импонировать другим "умственною словесностью". В сущности, он не знает и не имеет ничего, но отнюдь не знает, где кончается его знание и умение. Он не имеет своих мыслей, но застращивает себя и других чужими, штампованными формулами; а когда он пытается высказать что-нибудь самостоятельное, то сразу обнаруживает свое убожество. Сложность и утонченность мира, как Предмета, совершенно недоступна ему: для него все просто, все доступно, все решается с плеча и с апломбом. Главный орган его -- это чувственное восприятие, обработанное плоским рассудком. Духа он не ведает; над религией посмеивается; в совесть не верит; честность есть для него "понятие относительное". Зато он верит в технику, в силу лжи и интриги, в позволенность порока. "Полунаука", пишет Достоевский, "самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны. Полунаука -- это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама Наука и постыдно потакает ему" ("Бесы").

И при этом он знает о своей полуинтеллигентности: он обижен ею, он не прощает ее другим, он завидует, мстит и добивается во всем первенства: он ненасытно честолюбив и властолюбив. И легко усваивает и практикует искусство -- играть на чужой, на массовой зависти.

Таково большинство революционеров. Достоевский показал "подпольную" жизнь такой души -- ее бешеную обидчивость и уязвляющееся самолюбие. Коммунизм развернул это царство пошлости и безбожия, обезьянего подражания и самодовольного "изображения".
olgavch
Sep. 20th, 2010 09:42 am (UTC)
"Полуинтеллигент есть человек весьма типичный для нашего времени".

Л.Н.Гумилев: "Я - не интеллигент. У меня профессия есть".
sarafannoe
Sep. 20th, 2010 08:31 am (UTC)
Добрый день.
Прочитал вашу заметку, очень понравилось.
И об этом нужно говорить более широкой аудитории. Как говорил 200 лет назад Эдмунд Берк “Чтобы зло восторжествовало, нужно только, чтобы хорошие люди ничего не делали".
Хотел бы Вас пригласить принять участие в конкурсе "Гражданский репортер 2010 года". Для этого Вам нужно просто опубликовать эту заметку по адресу http://community.livejournal.com/grazhrep/5982.html
Искренне желаю Вам выиграть Нетбук, или стать обладателем одного из 10 призов.
С ув., Вадим
partizan_1812
Sep. 21st, 2010 01:20 pm (UTC)
Крестовые походы
Извините ув Успокоитель, расходящиеся ветки дискуссии совсем замучили, напишу так.

Ув Макнил,
Крестовые походы ничем не лучше и не хуже других войн, которые часто начинаются по необходимости и/или из очень благородных побуждений, но как войны они всегда приносят трудности и бедствия. Однако, трудности и бедствия могут быть еще больше, если бы войны не было.
Так, жизнь в Европе сегодня была бы не такая удобная и комфортная как сегодня, если бы никто не поднялся воевать во 2МВ.
Не было бы Столетней войны, не было бы Франции.
Не было бы Реконкисты, не было бы Испании и Португалии.
Не было бы страшной, ужасно кровопролитной дла того времени Гражданской войны в США (более 500000 убитых), на сколько лет еще оставалось бы живым рабство?

Не было бы Крестовых походов, могло получиться так, что в Европу влезли бы не османы в 14 веке, а сельджуки в 12. Крестоносцы приковывали их силы в течение нескольких веков.

Что касается захватов земель, разумеется земли захватывали. Но, ув. Макнил, средневековую армию нельзя было содержать иначе! Освободители Палестины должны были получить землю, чтобы иметь свои отряды в постоянной боевой готовности. Так работала экономика того времени и в Европе, и на Ближнем Востоке.

Дело то не в этом. Любопытно, что атеист ВСЕГДА упоминает Крестовые походы в качестве примера преступлений христианства. Было много кровавых войн (не таких, конечно, кровавых, как войны после введения Просвещения :)) в средние века, но помянут обязательно Крестовые походы. Поэтому я очень люблю спрашивать о мотивах неприязни именно к ним. Ваших так и не понял. "Неисчислимые бедствия и проч" звучит как-то общо. Почему все же Крестовые походы, а не Война Алой и Белой роз? Не Реконкиста? Не битва на Куликовом поле?

Не трудитесь напоминать о взятии Константинополя крестоносцами. Я знаю о трагическом разделении христианства и в курсе событий этой некрасивой истории. Крестоносцев совсем не одобряю, но не все там было просто. Это Вам не Поппер, это Восток, а Восток дело тонкое.
(Deleted comment)
partizan_1812
Sep. 21st, 2010 06:11 pm (UTC)
Re: Крестовые походы
"Вы про выход из Великой депрессии или про отсутствие нацизма?
Если первое - посмотрите в каком состоянии было экономика Европы к 1946му.
Если второе - нацизм вырос из развалин Первой мировой и чувства униженности немцев. Не было бы Первой мировой - нацизм некогда не смог бы захватить умы стольких людей. Да и агентов влияния никто не отменял. Можно было проанализировать к чему всё идёт и скомпрометировать верхушку НСДАП до того, как они захватили власть."

Действительно, был такой генерал Манилов. Он все это предлагал, в том числе и производство себя в генералы.
Все это очень хорошо, но вот недопетрили люди доброй воли, бывает и на старушку прорушка, напали фОшЫсты проклятые. Что делать-то?

"Можете смело ставить галочку напротив любой из войн. Любая война, по определению, последствия совершенных ранее глупостей или личных пороков правящей верхушки."

И что во всех из них попЫ виноваты?
И в наполеоновских завоеваниях, и в Первой Мировой, и во Второй, и в Фолклендской, и в Советско-Финляндской? Но из всех Вы приводите в пример именно Крестовые походы, которые были менее кровопролитны, чем другие войны того времени, и вполне вероятно, сыграли свою роль в защите Европы. А говорите в школе Вас атеизму не учили. Еще как учили, просто Вы не заметили.

Кстати, последствием каких совершенных ранее глупостей или каких личных пороков правящей верхушки явилась Куликовская битва?

(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - corvuscorax1988 - Sep. 22nd, 2010 02:58 am (UTC) - Expand
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 06:21 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: Крестовые походы - partizan_1812 - Sep. 21st, 2010 07:37 pm (UTC) - Expand
( 177 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Текущий месяц

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com