?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

автор:
Владимир Легойда

Квинт Септимий Тертуллиан родился около 155 г. в языческой семье в Карфагене (Северная Африка). Получив блестящее образование, он провел по-язычески буйную и разгульную молодость, что в дальнейшем сказалось на жестком и непримиримом к язычеству характере его произведений. Примерно в 35-40 лет он принимает христианство, а затем становится священником.
Тертуллиан был одаренным писателем и богословом, оказавшим большое влияние на развитие христианского вероучения. Однако под конец жизни он сам уклонился в ересь монтанизма.
Умер Тертуллиан после 220 г., точная дата его смерти неизвестна.




"Мещанство сопротивляется, оно хочет придумать свои несоциалистические ценности, и вот вам Розанов со своим бессмертием свиноподобного размножения, вот вам Бердяев с его трусливым утверждением бессмертия души: credo, quia absurdum".

Это слова А. В. Луначарского из статьи "Тьма". Оставим на совести красного наркома оценку философии Розанова и Бердяева. Разговор сейчас пойдет о другом. Об использовании в отрывке – "к месту" – известной латинской цитаты "Credo quia absurdum (est) – "Верую, ибо абсурдно", которая традиционно приписывается христианскому философу Тертуллиану (160-220 гг.). Луначарский – тоже вполне традиционно – приводит тертуллиановы слова на правах саморазоблачающей цитаты. Вот, мол, сами христиане признают, что их вера противится разуму, что она основана на нелепости, на абсурде. А один из современных словарей крылатых слов дает этой фразе такое объяснение: "Формула, ярко отражающая принципиальную противоположность религиозной веры и научного познания мира и употребляющаяся для характеристики слепой, не рассуждающей веры и некритического отношения к чему-либо".

Казалось бы, все правильно: вера есть вера, а разум есть разум, и вместе им не сойтись. В чем же здесь заблуждение? Где парадокс?

Заблуждение: чего не говорил Тертуллиан.

Начну с простого. Такой цитаты у Тертуллиана нет. Этот факт, кстати сказать, не оспаривают даже многочисленные "крылатые цитатники", называя выражение "парафразой слов христианского писателя".

Однако обратимся к тексту. В книге "О плоти Христовой" (De Carne Christi) Тертуллиан пишет буквально следующее: "Сын Божий пригвожден ко кресту; я не стыжусь этого, потому что этого должно стыдиться. Сын Божий и умер; это вполне вероятно, потому что это безумно. Он погребен и воскрес; это достоверно, потому что это невозможно". (Буквально на латыни: "Et mortuus est dei filius; prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit; certum est, quia impossibile").

Автор размышляет о том, что перевернуло всю человеческую историю и вошло в культуру как Тайна христианства – о воскресении Христа.

Конечно, для взглядов Тертуллиана весьма характерна мысль о том, что разум, требующий доказательств, философия, пытающаяся постичь истину, на самом деле только всё запутывают и извращают... С этим тезисом, конечно, можно и поспорить. В том числе и с христианских позиций. Те мыслители эпохи поздней античности, которых церковная традиция именует отцами Церкви, как раз и занимались созданием философской и богословской системы, облекая в броню рациональных рассуждений то, что содержалось в символической форме в Евангелии. А наука и религия – это не противоположные и соперничающие способы познания мира, а разные. И в чем-то взаимодополняющие друг друга.

Однако речь сейчас не об этом споре, а о знаменитой фразе. И тут все несколько по-иному: гораздо глубже и серьезнее. Если, конечно, использовать не парафразу в трактовке Луначарского, а читать самого Тертуллиана.


Парадокс: что на самом деле хотел сказать Тертуллиан

Христианство взорвало языческий мир невообразимыми, невероятными представлениями о Боге, человеке и их взаимоотношениях. Именно это хочет подчеркнуть Тертуллиан: идея крестной смерти, искупления грехов и воскресения настолько чужда и абсурдна для языческого мира, что представить себе таким Божественное Откровение язычник просто не может. Спустя много веков один мыслитель так выразит надчеловечность христианского откровения: "Бесчисленны и страшны сомнения мыслящего христианина; но все они побеждаются невозможностью изобрести Христа". Вот чего не понял и Вольтер в своем знаменитом: "Если бы Бога не было, Его надо было бы изобрести". Именно так – изобрести – в оригинале у французского вольнодумца ("il faudrait l`inventer"). И именно это – изобретение Бога – есть вещь невозможная для христианского сознания, однако вызывающая восхищение у французского просветителя.

Невозможно, говорит Тертуллиан, представить себе, что Бог будет убит людьми. По все меркам – человеческим, языческим – это абсурдно, это стыдно. Однако этого потому и нельзя стыдиться, что христианство превосходит человеческие мерки. Потому что то, что стыдно в обыденной жизни, что невероятно с точки зрения мирской логики, может обернуться спасением для человечества. Как обернулся им Крест Христов – орудие самой позорной, самой стыдной казни в Римской империи. Казни на кресте, казни для рабов.

Безумно, подчеркивает Тертуллиан, поверить в то, что Бог мог умереть – ведь боги бессмертны. Однако Истинный Бог приходит к людям так, как ни один мудрец не может придумать: не в силе и славе Юпитера или Минервы, но в образе Страдальца. Вот почему это вполне вероятно: Бог приходит так, как хочет Он, а не так, как это придумывает человек, – сколь абсурдным и нелепым ни казался бы нам этот приход.

Невозможно, продолжает Тертуллиан, представить себе ни погребение Бога, ни Его воскресение. Но эта невозможность и есть самое сильное доказательство для веры. Не математическое доказательство для ума, не естественнонаучный факт, который лишает человека свободы выбора и для принятия которого необходим определенный уровень знаний и интеллекта. А потрясающее прикосновение к Тайне – без которой и вне которой нет никакой религии. Без которой и вне которой наша жизнь превращается в пустое существование, лишенное смысла и цели.

Евангельская история не придумана. Она не придумываема в принципе. Никакой изощренный человеческий разум не смог бы таким образом изобразить Бога, если хотел бы создать новую религию. Именно поэтому Ницше бунтовал: Бог не железною рукою наводит порядок, но действует любовью. И Сам есть Любовь. Именно поэтому Толстой придумал своего Христа, который, хотя и не приходит в силе и славе римского императора, но все равно остается – используя слова того же Ницше – "человеческим, слишком человеческим" вымыслом: бродячим проповедником, который учит подставлять одну щеку, когда бьют по другой. И который умирает на кресте. И все... И нет спасения, и снова мрак и тьма ада.

Христос приходит не как великий завоеватель и поработитель. Он приходит как Спаситель всего человечества. Он добровольно принимает на себя все бремя человеческой природы (кроме греха), умирает – чтобы воскреснуть. И Своим воскресением возвращает нам жизнь ...

За несколько веков до Тертуллиана об этом же писал апостол Павел: "Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие" (1-е Коринфянам 1:22-23). Иудеи требуют чудес – ждут Спасителя-мессию, который придет и, сбросив рабство римской империи, восстановит былое могущество царства Израилева. Эллины ищут мудрости – вслед за Платоном и иными великими умами античности, пытаются познать себя и Бога на путях интеллектуального поиска.

Мы же проповедуем Христа распятого – вот центр, смысл и содержание раннехристианской проповеди: Бог стал человеком, принял крестную смерть и на третий день воскрес. Ибо только так можно было исцелить искаженную грехом природу человека. Ибо только так можно было подарить нам – вновь, как в Эдеме – бессмертие, которого мы по своему желанию и по своему разуму лишились там же. Ибо только так приходит Бог – способом, невообразимым для человека. И потому верным.

Для иудеев это Откровение – соблазн, ведь Мессия не сбросил ига ненавистных римлян. Для эллинов – безумие, ибо боги бессмертны.

Для нас, христиан, это Путь, Истина и Жизнь. И Любовь. В Которой спасение. И это правда. Потому что этого "не может быть".


Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 381
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 31 успокоились — успокоиться )
ictoruljevich08
Aug. 4th, 2010 03:49 am (UTC)
Интересное сообщение. Особенно подлинные слова Тертуллиана.
ycnokoutellb
Aug. 4th, 2010 08:53 am (UTC)
Спасибо за поддержку
chlorian
Aug. 4th, 2010 04:46 am (UTC)
Как-то приятель в беседе посетовал:
- А почему бы Богу не устроить у всех на виду какое-то чудо, чтоб я сразу в его существование поверил, и все остальные?
- Ты думаешь, что какое-то материальное явление может убедить всех в существовании нематериального, у меня чего-то на этот счет серьезные сомнения. Допустим, святая вода повсеместно начнет светиться. Назовем то, что светится в ней, фотогенным компонентом. Так что никакой почвы для суеверий нет, товарищи, это обычный фотогенный компонент, со временем он обязательно будет выделен, и сказки тут ни при чем. Или вот высаживается бригада ангелов или чертей на Красной площади. Пусть она начинает там агитировать насчет Бога. Все же совершенно материально: есть живые организмы, не открытые ранее, их нужно описать и поместить в классификацию. Они представляют собой очень интересную и явно очень религиозную неземную цивилизацию - это ж не повод верить всему, что они несут... Тебе какого рода явление надо, чтоб оно позволило поверить в Бога?
- Я не знаю. Но Бог-то должен знать. Должно произойти что-то, что вообще нельзя уложить в существующий порядок вещей, что-то невозможное, абсурдное - тогда я, конечно же, поверю.

"Здравствуй, Тертуллиан" - подумал я.
ycnokoutellb
Aug. 4th, 2010 08:53 am (UTC)
к сожалению не могу найти тему. тоже спрашивал здесь - примерно то же самое отвечали :)
(no subject) - aikr - Aug. 4th, 2010 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - moskalkov_opera - Aug. 5th, 2010 11:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - moskalkov_opera - Aug. 5th, 2010 11:25 am (UTC) - Expand
чудо - и поверю - gromkovsky_v_v - Aug. 7th, 2010 07:36 am (UTC) - Expand
enjinrer
Aug. 4th, 2010 06:45 am (UTC)
<<< идея крестной смерти, искупления грехов и воскресения настолько чужда и абсурдна для языческого мира, что представить себе таким Божественное Откровение язычник просто не может. >>>

... и атеист тоже. Всё чаще приходится выслушивать, так сказать, пеняния этой братии, что, мол, вот вы, христиане, понаставили везде своих страшных крестов - орудий казни. Слова о том, что крест символизирует победу над смертью, никакого эффекта не дают.
ycnokoutellb
Aug. 4th, 2010 08:56 am (UTC)
Крест - орудие спасения для нас.
Если ножом зарезали, а полотенцем задушили, то это не значит что другими ножами и полотенцами нельзя пользоваться по мирному назначению
aealo
Aug. 4th, 2010 07:33 am (UTC)
Смысл слов Тертуллиана даже в оригинальной формулировке остается тем же - приоритет безумия над смыслом и знанием. Иисус приносит в жертву себя самому себе для искупления грехов перед самим собой - Истинный Бог детектед!
ycnokoutellb
Aug. 4th, 2010 08:44 am (UTC)
Кураев "Протестантам о Православии"
"В отличие от западного христианства, склонного описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терминах органических. Для православия грех не столько вина, сколько болезнь. Бог не наказывает грешника, как судья наказывает преступника. Здесь скорее отношения врача и больного.
...
По мысли протестантских богословов, «Иисус пришел на землю, чтобы умереть!»83. Мы же считаем, что Христос пришел, чтобы воскреснуть: Бог «спасает воскресением Иисуса Христа» (1 Петр. 3, 21). Не смертью Христа мы спасены, а тем, что смерть оказалась в Нем бессильна. Христос – не жертва, не пассивный объект страдания. Он и на Кресте литургисает, священнодействует84. Икона «Сошествие во ад» являет нам сокрушение врат и победу, а не муки экзистенциалиста. Над головой Христа развеваются Его одежды, которые еще не успели опуститься следом за Ним – столь стремительно было Его вторжение в мир подземья.

Важно не столько то, что Он умер, сколько то, что он вырвался из смерти. «Крепка, как смерть, любовь», – говорит Песнь Песней (8, 6). Воскресение Христа подтверждает: бытие любви делается сильнее наличия смерти. «Не смерть Христа как таковая дала миру жизнь, но Сам Христос, но то, что и в смерти Его было живым и бессмертным»86. Не от убийства, не от беззакония спасение – а от того, что Жизнь оказалась сильнее.

Эту Жизнь Христос дает нам в Своей Чаше: «Пей, – говорит Он, – ибо мир, как это вино, пламенеет багрянцем любви и гнева Господня. Пей, ибо ангел поднял трубу, выпей перед боем. Пей, Я знаю, куда и когда ты пойдешь. Пей это вино – кровь Мою Нового Завета, за вас проливаемую»"
(no subject) - aealo - Aug. 4th, 2010 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Aug. 4th, 2010 07:49 pm (UTC) - Expand
ycnokoutellb
Aug. 4th, 2010 08:48 am (UTC)
безумие и абсурд - не одно и тоже

вы пропустили важную тему - ваш трехмерный мир более не соответствует знанию - следовательно он абсурден :)
(no subject) - nikolay_zaikov - Aug. 4th, 2010 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - aealo - Aug. 4th, 2010 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - nikolay_zaikov - Aug. 4th, 2010 04:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aealo - Aug. 5th, 2010 05:11 am (UTC) - Expand
corvuscorax1988
Aug. 4th, 2010 08:37 am (UTC)
Безумное Божье - мудрее мудрого человеческого.
aealo
Aug. 4th, 2010 10:28 am (UTC)
Иметь дело приходится с человеками, а не с Богом. Безумные человеки, рассуждающие о Боге - пародия на мудрость.
(no subject) - corvuscorax1988 - Aug. 4th, 2010 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aealo - Aug. 5th, 2010 05:21 am (UTC) - Expand
nikolay_zaikov
Aug. 4th, 2010 09:17 am (UTC)
Ложных цитат действительно немало. Например, Уильям Окамм никогда не говорил "не плоди сущностей сверх необходимого". Он говорил: "Без необходимости не следует утверждать многое". При этом контекст - если мы доказали бытие Бога в теологии, нет нужды доказывать Его бытие в научным методом.
ycnokoutellb
Aug. 4th, 2010 10:11 am (UTC)
мне один атеист как-то открыл страшную тайну о том, что Оккам был атеистом, но ему приходилось скрывать это чтобы иметь доступ к умным книгам в церковных библиотеках :)
(no subject) - corvuscorax1988 - Aug. 4th, 2010 11:35 am (UTC) - Expand
lenalexp
Aug. 4th, 2010 10:20 am (UTC)
Невозможно, говорит Тертуллиан, представить себе, что Бог будет убит людьми. По все меркам – человеческим, языческим – это абсурдно, это стыдно.
Не, не стыдно, а именно невозможно убить неизменного бога.

Однако этого потому и нельзя стыдиться, что христианство превосходит человеческие мерки.
Это если «превосходить человеческие мерки» это синоним «врать».
shabbiq
Aug. 4th, 2010 03:00 pm (UTC)
Синоним "врать"-"искажать", "выдавать за истину ", в вашем случае свое непонимание того, что у людей нет меры, чтоб мерять Божье.
Творцу сущего же - тварь не указ!
(no subject) - lenalexp - Aug. 5th, 2010 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - shabbiq - Aug. 10th, 2010 05:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Aug. 10th, 2010 05:47 am (UTC) - Expand
( 31 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Текущий месяц

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com