?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



1. Язычество было светлой религией. Язычники жили мирно, в единении с природой.

На самом деле все было совсем не так светло и радужно как это расписывают романтики античности. Язычники, действительно, в некотором смысле, жили в единении с природой. Однако это единение было совсем не так человеколюбиво и гуманно как это может показаться человеку с высоты 21-ого века, ибо в природе кроме цветочков и зайчиков существуют еще и хищники…
Насилие и войны язычников были не просто каким-то горьким или необходимым следствием человеческой деятельности - нет, они прямо воспевались язычеством и ставились в пример для поведения. Мужчинам надлежало вести войны, независимо была ли в этом необходимость или нет. Вот как римский историк Тацит описывал воинственность язычников германцев:
"Если община, в которой они родились, закосневает в длительном мире и праздности, множество знатных юношей отправляется к племенам, вовлеченным в какую-нибудь войну, и потому, что покой этому народу не по душе, и так как среди превратностей битв им легче прославиться, да и содержать большую дружину можно не иначе, как только насилием и войной; ведь от щедрости своего вождя они требуют боевого коня, той же Жаждущей крови и победоносной фрамеи; что же касается пропитания и хоть простого, но обильного угощения на пирах, то они у них вместо жалованья. Возможности для подобного расточительства доставляют им лишь войны и грабежи. И гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлениям, потом добывать то, что может быть приобретено кровью, - леность и малодушие."
(Тацит "О происхождении германцев и местоположении Германии" )

Славяне язычники были ненамного гуманнее германцев. Арабский историк Ибн-Руст свидетельствует:
"Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство."

"Кроме того, славянскому народу свойственна ненасытная жестокость, почему они не переносят мира и тревожат и с суши и с моря примыкающие к ним страны. Трудно описать, какие мучения они христианам причиняли, когда вырывали у них внутренности и наворачивали на кол, распинали их на крестах, издеваясь над этим символом нашего искупления. Самых великих [по их мнению] преступников они присуждают к распятию на кресте; тех же, которых оставляют себе, чтобы их потом за деньги выкупили, такими истязаниями мучают и в таких цепях и оковах держат, что незнающий едва и представить себе может. "
(Гельмольд. "Славянская хроника")

Как справедливо замечает Н.М.Карамзин:
"Не желание славы, а желание добычи, которою пользовались Готфы, Гунны и другие народы; ей жертвовали Славяне своею жизнию, и никаким другим варварам не уступали в хищности"
(История государства Российского.)
Но пожалуй самыми свирепыми были норманны - жители Скандинавии. По представлениям религии Одина, в языческий рай-Вальгал попадал лишь воин с мечом в руке. Поэтому все мужчины искали смерти на поле боя, ужасая своей свирепостью и презрением к смерти другие народы.
Подобное же отношение к войне проявляли и гунны: "Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою, а те, что доживают до старости и умирают естественной смертью, преследуются у них жестокими насмешками, как выродки и трусы. Ничем они так не гордятся, как убийством человека и в виде славного трофея вешают на своих боевых коней содранную с черепа кожу убитых"
(Аммиан Марцеллин "Римская история")

Впрочем, и это был не предел свирепости: среди викингов были так называемые берсерки - безумные воины, которых боялись даже сами норманны. В сражении берсерки отличались большой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли. Они не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс.
Исландский поэт Снорри Стурлуссон в Саге об Инглингах так описывает берсерков:
"Мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны как медведи или быки. Они убивали врагов, когда их самих не брал ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов."
Современные неоязычники любят демонстрировать свою миролюбивость и единение с природой красивыми венками на головах - однако цветочки и веночки были не единственным украшением древних и средневековых язычников в давние времена. "Расходным материалом" для демонстрирования воинской доблести у древних язычников нередко служили людские кости, черепа и кожа. Монах Юлиан рассказывает о мордвинах:
" это - язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться."
(Доминиканец Юлиан о Монголо-Татарии)

Питье из черепов поверженных врагов, кстати сказать, являлось "фирменным знаком" степных язычников. Например, Повесть Временных лет рассказывает что печенежский хан Куря сделал чашу из черепа Святослава. Болгарский царь Крум, после разгрома византийского войска, сделал себе чашу из черепа императора Никифора.
"Общий всем варварам обычай состоял в том, что они пили брагу, воду, молоко и вино из черепа неприятеля. Одержав победу, они прибегали к всевозможным жестокостям; головами римлян они окружили лагерь Вара, а центурионы были зарезаны на жертвенниках, воздвигнутых богу войны. …..Аланы отрубали голову убитому неприятелю, а из кожи трупа делали попону для лошади. Будины и гелоны также из кожи побежденных выделывали одежды себе и покрывала для лошадей, а голову сохраняли."
(Ф.-Р. Шатобриан "Общая картина жизни варваров в эпоху Великого переселения народов")

Диодор Сицилийский пишет о практике обезглавливания у кельтов (галлов) "Убитым врагам они отрубают головы и вешают их на шеи своих коней…" Более того, "Головы наиболее выдающихся из врагов они бальзамируют кедровым маслом и бережно хранят в ларцах, показывая затем гостям…"
Аммиан Марцеллин в своей "Римской истории" пишет о таврах ( древних обитателях Крыма):
"Эти народы добывали милости богов человеческими жертвами и, закалывая пришельцев в жертву Диане, которая у них зовется Орсилохой, прибивали головы убитых на стенах храма как вечные памятники славным деяниям"

Ну и, наконец, для полноты картины "светлой" языческой древности, нельзя не сказать о человеческих жертвоприношениях, которые с той или иной интенсивностью приносили своим богам практически все языческие народы.
"В установленный день представители всех связанных с ними по крови народностей сходятся в лес, почитаемый ими священным, поскольку в нем их предкам были даны прорицания и он издревле внушает им благочестивый трепет, и, начав с заклания человеческой жертвы, от имени всего племени торжественно отправляют жуткие таинства своего варварского обряда."
(Тацит "О происхождении германцев и местоположении Германии")

Викинги приносили пленников в жертву Одину "С течением времени это злоупотребление , постоянно возрастая, сделалось решительным, так что храмы превратились наконец в человеческие бойни. По сведениям, сообщаемым епископом Мерзербургским в своей хронике, в храмах закалывались десятки жертв разом. Кровью омывались храмы и идолы и окроплялся народ….короли, желая одержать победу, нередко приносили в жертву собственных детей"
(Жозеф Рено "О характере религии Одина")
Приносили человеческие жертвы и славяне.
"Когда жрец, по указанию гаданий, объявляет празднества в честь богов, собираются мужи и женщины с детьми и приносят богам своим жертвы волами и овцами, а многие и людьми - христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам. ….Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли райской, так как он - самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека - христианина, какого укажет жребий"
(Гельмольд. "Славянская хроника")

Сохранилось свидетельство Семеона Магистра о жертвоприношениях болгар при штурме Константинополя:
"По обычаю своему Крум принес в жертву за Золотыми воротами людей и много животных."
Лев Диакон, рассказывая о войне Святослава с Византией, описывает детские жертвоприношения совершенные воинами-язычниками.
"Когда наступила ночь... скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра (Дуная)"

(Лев Диакон. "История". Книга 9)

Титмар Мерзербургский рассказывает об идолах лютичей:
"Отправляясь на войну, они прощаются с ним, а с успехом вернувшись, чтят его положенными дарами; путём жребия и коня, как я уже говорил, они старательно выясняют, что служители должны принести в жертву богам. Особо сильный гнев их смягчается кровью животных и людей."


"В древнейшие времена Славяне закалали, в честь Богу невидимому, одних волов и других животных; но после, омраченные суеверием идолопоклонства, обагряли свои требища кровию Христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется Христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества." (Н.М.Карамзин. "История государства Российского." )

О человеческих жертвоприношениях у кельтов мы встречаем описания еще у римских историков.
"Весь народ галлов, - пишет Цезарь, - в сильнейшей степени верит в сверхъестественные магические ритуалы; и те, кто страдает разными тяжелыми недугами, отправляется в битву или подвергается какой-либо иной опасности, либо приносят богам человеческие жертвы, либо клянутся отдать в жертву самих себя, и совершителями таких жертвоприношений выступают друиды, ибо галлы верят, что, поскольку человеческую жизнь можно выкупить только ценой жизни другого человека, воля богов в таком случае не будет нарушена. Кроме того, они устраивают жертвоприношения от имени всего народа. В других местах жрецы делают огромные подобия человеческих фигур, заполняют их живыми людьми и предают огню".
О размахе человеческих жертвоприношений у кельтов красноречиво говорят результаты раскопок только одного храма в Рибемонте. Археологи нашли здесь более 10000 человеческих костей. Друиды из Рибемонта, вдохновленные каким-то сатанинским "творческим" духом, строили чудовищные башни из костей человеческого тела .Археолог Рудольф Райзер назвал изуверства друидов "самыми ужасными памятниками в истории".

Можно еще долго перечислять зверства и ужасные обычаи языческих народов, но вышеупомянутых свидетельств уже достаточно, чтобы показать наигранность и необъективность восхвалений "светлой языческой античности" по сравнению с "темным христианским средневековьем"


2. Ну и что! То, что делали язычники у себя на своей земле - это их личное дело. Христиане первыми пришли к язычникам и начали "мечом и огнем" навязывать им свою веру и осквернять святыни.

Часто знакомство христиан с язычниками происходило ровно наоборот: язычники приходили первыми к христианам и начинали грабить города, осквернять христианские святыни, разрушать церкви, убивать священнослужителей. Так было и в Римской империи подвергавшейся варварскому нашествию, и в Британии, где бритты-христиане подвергались набегам со стороны язычников скоттов и пиктов (а затем и англосаксов), и в Европе, где франки оборонялись от саксов.
Норманны также стали первыми нападать на христианские земли, дав старт своим "подвигам" в 793 году с разгрома Линдисфарнского монастыря, где было вырезано несколько сотен монахов, а затем нападали на христианские земли с таким остервенением, что в церквях молились "Боже, избави нас от ярости норманнов".Объектами алчности и ярости норманнов стали Франция, Англия, Ирландия, Голландия, Фландрия, Испания, Италия и даже Североафриканское побережье. При набегах с бессмысленной жестокостью вырезались тысячи людей, включая женщин и детей.
Первыми начали нападать на христиан и свирепые кочевые венгры, которые "перешли границы багоариев (баваров), разрушили их замки, сожгли церкви и избили людей. Для распространения большего ужаса они упивались кровью своих жертв….и избили огромное число мужчин ;а для внушения большего ужаса саксам (к тому времени уже христианам - прим авт) они решили не оставлять в живых никого старше 10 лет."
(Лиутпранд)

Язычники часто любят говорить о том, что языческую Русь окрестили хитрые властолюбивые византийцы, чтобы поработить гордых и мужественных славян. Однако они не любят говорить о том, что византийские войска не только Киев не штурмовали, но и вообще походов на Русь не устраивали. А вот нападения славян на Византийскую империю зафиксированы с самого раннего Средневековья. Об одном из славянских нападений на империю, случившемся в 548 году, византийский историк Прокопий Кесарийский отозвался следующим образом:
"В это время войско славян, перейдя реку Истр (Дунай), натворило ужасных бед по всей Иллирии, вплоть до Эпидавра, убивая и уводя в рабство всех, кто им ни попадался, а также грабя добро". "В 550 году, - продолжает тот же автор, - славяне взяли после длительной осады город Топир, близ Эгейского моря, притом они убили всех до одного мужчин числом 15 тысяч"
В 626 году славяне также учувствовали в осаде Царьграда в союзе с аварами. Ходили русы в поход на Византию и самостоятельно в 860 и 941 годах , причем вели себя они там совсем не милосердно:
"Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб - о горе! - скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох…"
(Вторая гомилия Фотия "На нашествие росов")

Продолжатель Феофана так описывает поведение славян под предводительством князя Игоря:
"Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена (Босфора), а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов."

И как символ агрессивной политики язычников против христиан - прибитый Вещим Олегом щит к воротам Царьграда.
Кроме русов богатства и величие Константинополя не давало покоя и другим славянам - болгарам. Язычники болгары первыми начали нападать на Византию, разоряя фракийские города, и в конце концов в 813 году даже осадили Константинополь.
И наконец нельзя не вспомнить классическое противостояние франков-христиан и язычников-саксов. Апологеты язычников демонстрируют жестокость христиан известной казнью 4500 саксов по приказу Карла Великого, однако опять таки умалчивают о предыстории нападений саксов на христиан.
"… саксы, подобно почти всем народам, населяющим Германию, свирепые от природы, преданные культу демонов, нашей же религии противники, не считали бесчестным нарушить и осквернить как божеские, так и человеческие законы.
Были и иные причины, которые ежедневно подрывали мир: за исключением немногих районов, где наша граница с саксами четко определялась лесами или хребтами гор, она почти повсюду проходила по голой равнине и, будучи вследствие этого неопределенной, являлась местом постоянных убийств, грабежей и пожаров.
Всем этим франки были настолько раздражены, что, наконец, сочли нужным не просто платить саксам злом за зло, но начать против них войну. Итак, была начата война, которая велась на протяжении тридцати трех лет с обоюдным ожесточением, к большему, однако, урону для саксов, нежели для франков.
Она бы могла окончиться скорее, если бы не вероломство саксов.
Не сосчитать, сколько раз они, побежденные, моля о пощаде, покорялись королю, обещали исполнить предписанное, без промедления давали заложников, принимали отправляемых к ним послов; сколько раз они были до такой степени укрощены и смягчены, что даже обещали больше не поклоняться демонам и принять христианскую веру. Но сколь часто на это они соглашались, столь же часто и нарушали свое слово: со времени объявления войны не проходило и года без того, чтобы саксы не обнаружили своего непостоянства."
(Карл Великий. Жизнеописание Эйнгарда )

Жестокие меры были предприняты Карлом после предательства саксов в 782 году, которые незадолго до этого приняли крещение. Узнав, что в приграничные земли вторглись славяне-сербы, Карл Великий отправил против них свое войско. Пользуясь случаем, саксы подняли восстание. Множество франков было перебито, а христианские храмы - разрушены. Более того, войско, посланное Карлом против сербов, попало в засаду у горы Зунталь и было почти полностью уничтожено саксами. И вот только тогда разгневанный Карл Великий собрав новую армию, вызвал к себе саксонских старейшин и принудил их выдать 4500 заложников, которые были казнены. Тогда же был обнародован так называемый "Саксонский капитулярий", грозивший смертной казнью за любое прегрешение против церкви и франкской администрации.
Итак, как мы видим, и тут зачинщиками кровавой резни выступали язычники.

Варавары-язычники устроили по всей Европе закон джунглей, где был прав тот, кто был сильнее - отсюда бесчисленные войны и зверства. Именно подвергаясь насилию со стороны язычников, христианские государи приходили к большому непреодолимому желанию разрубить мечом "гордиев узел" язычества.
"На первых порах каролингские государи занимали в отношении язычников оборонительную позицию, но после 955 г., когда Оттон I одержал двойную победу над венграми и восточными славянами, начался длительный период агрессивной политики германцев, которые приступили к обращению язычников силой."
(Ле Гофф "Цивилизация Средневекового Запада")

"Говорить о прусской независимости или свободе - значит четко видеть отличия между прусскими воинами XIII века и либералами XIX века, которые прославляли первых за сопротивление иноземным захватчикам. Такая постановка вопроса ошибочна, потому что у христиан не было выбора, кроме как защищать себя, ведь невозможно было существовать рядом с такой варварской системой….. Военные успехи вызвали появление в рядах знати жестоких и честолюбивых людей, которые обогащались от набегов за рабами в христианские земли. Столкнувшись с мирными миссионерами, они не прекратили своих нападений и временами убивали этих храбрых пришельцев. Для того чтобы прусская знать приняла христианство, ее надо было убедить в том, что бог войны не на их стороне. Лишь после этого миссионеры постепенно могли бы претворять в жизнь изменения, которые сломили бы традиции, питающие языческую философию."
(В. Урбан "Тевтонский Орден")


3. Язычники убивали и грабили честно, не прикрываясь лицемерной моралью как христиане.

Очень распространенное, но весьма бессмысленное оправдание. Немыслимо чтобы суд РФ мог бы вынести оправдательный приговор убийце, на том основании, что он при совершении преступления "не прикрывался лицемерной моралью"
Тому, которого убивают, тоже мало дела до угрызений совести убийцы и как соотносится его деяния с его религией. Убиваемому одинаково больно и если его убивают из религиозного фанатизма, и если его убивают "честно", просто чтобы пограбить. Поэтому данный аргумент не имеет под собой никаких объективных критериев справедливости, кроме субъективной неприязни к христианской морали.


4. Зато язычники были терпимыми к вере других в отличие от христиан.

Увы, это не так. Просто языческая нетерпимость была несколько другого рода, нежели христианская нетерпимость. Поскольку боги разных народов отличались преимущественно именами, а не набором заповедей или выполняемых функций, то и обращать язычникам других язычников в свою веру было как-то бессмысленно. В основном, языческая нетерпимость может быть сведена к защите своих богов как национальной идентичности и ниспровержению чужих богов как доказательству силы своих богов.
В этом смысле, язычники начали проявлять религиозную нетерпимость задолго до появления христианства. Как рассказывает нам "отец истории" Геродот, при вторжении персов Ксеркса были разграблены и осквернены многие греческие храмы, например, святилище с оракулом Аполлона в Абах (Hdt., VIII, 33). Но особенным кощунством считали греки разрушение Акрополя в Афинах. Фемистокл прямо признаётся, что Элладу спасли не афиняне, а "боги и герои, которые воспротивились тому, чтобы один человек стал властителем Азии и Европы, так как он нечестивец и беззаконник. Он ведь [Ксеркс] одинаково не щадил ни святилищ богов, ни человеческих жилищ, предавая огню и низвергая статуи богов" (Her.VIII.109). Позднее в 330 году до н.э когда войска Александра Македонского взяли столицу персов Персеполь , греки в отмщение предали огню святилища персов. В огне погибли драгоценные рукописи "Авесты" написанные золотыми чернилами.
Как повествует Полибий, этолиец Скопас и македонский царь Филипп V воевали не только с людьми, но и с богами. Скопас во главе этолийских войск вторгся в Македонию и подошел к Дию. "Он вошел в город, покинутый населением, срыл стены, разрушил дома и гимнасии, кроме того, сжег портики, окружавшие храм, уничтожил все священные предметы, служившие к украшению храма или употреблявшиеся в дело на всенародных празднествах… Таким образом, этот человек в самом начале войны с первого же шага воевал не с людьми только, но и с богами, и когда он возвратился в Этолию, его не признали нечестивцем, но превозносили и взирали на него как на доблестного мужа, оказавшего услугу государству" (Pol.IV.62.2-4).
Мстя этолийцам за разгромы в Дии, царь Филипп наносит ответный удар. "Македоняне жгли портики, уничтожали и все прочие храмовые здания… Не только крыши обращали они в пепел, но и самые здания равняли с землею; опрокинули кумиры числом не менее двух тысяч, множество кумиров, не имевших на себе посвящений богам или не изображавших лика божества, было уничтожено… Царь и друзья его проникнуты были полнейшею уверенностью в справедливости и законности такого образа действий" (Pol.V.9.2-6).

Почитателям Древней Греции стоит также помнить об эллинизации, которая проводилась далеко не всегда мирными методами. Еще Александр Македонский, совершив свой личный "Дранг нах остен" и покорив восточные страны, боролся с тамошними культами, вводя насильно эллинские обычаи. При царе Антиохе Епифане насильственная эллинизация достигла крайне жестоких форм. Царь, считавший себя воплощением Зевса, осенью 168 года велел прекратить службу в иерусалимском Храме и разослал по городам чиновников с указом, который гласил: все живущие во владениях царских отныне считаются одним народом и должны "оставить свой закон". Евреям строго воспрещалось читать Писание, блюсти субботу, совершать обрезание младенцев и даже просто называться иудеями. Ослушников ждала смертная казнь. Во дворе Храма был сооружен алтарь Зевсу Олимпийскому и были принесены в жертву свиньи. Поскольку глухое сопротивление указу продолжалось, Антиох обрушил на страну репрессии. Те кто не ставил дома языческий жертвенник и не посещал оскверненный Храм - убивались. Женщин, чьи дети были тайком обрезаны, отправляли на виселицы вместе с младенцами (1 Макк 1:60-61).
Римская империя также проявляла религиозную нетерпимость к своим собратьям по вере. В частности (здесь надо отдать должное римлянам) они боролись с человеческими жертвоприношениями у кельтов.
По свидетельству Тацита римляне в войне с кельтами "вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых северных обрядов" (Анналы).

О борьбе императора Клавдия с друидами пишет и Светоний:
"Богослужение галльских друидов, нечеловечески ужасное и запрещенное для римских граждан еще при Августе, он уничтожил совершенно"
(Светоний. Божественный Клавдий, 25, 5).

Но не только друиды подвергались гонениям со стороны римских властей. В 186 г. до н.э. в Италии имело место знаменитое дело о Вакханалиях, на которых люди предавались сексуальным извращениям и убийствам. Тит Ливий пишет "Жрецов этих таинств, будь то женщины или мужчины, было велено разыскивать не только в Риме, но по всем городкам и местам сельских ярмарок, и предавать в руки консулам. В столице был оглашен и по Италии разослан эдикт, запрещающий участникам Вакханалий устраивать сходки и собрания для отправления этих таинств, а главное, привлечь к ответственности тех, кто использовал эти собрания и обряды в безнравственных и развратных целях."
(История Рима от основания города Книга XXXIX)

Далее Ливий передает слова консула Постумия , который признает что это далеко не первый случай религиозной нетерпимости у римлян: "Сколько уже раз во времена ваших отцов и дедов магистратам поручалось запретить иноземные ритуалы, изгнать с Форума, Цирка и вообще из столицы бродячих жрецов и гадателей, разыскать и сжечь книги мнимых пророчеств, отменить все жертвоприношения, не соответствующие римским обычаям. Ведь они, хорошо разбираясь в праве божественном и людском, полагали, что нет ничего пагубнее для благочестия, чем совершать обряды не по обычаю предков, а на манер иноземцев Я счел нужным предупредить вас об этом, чтобы суеверие не тревожило вас, когда вы увидите, как мы разрушаем места проведения Вакханалий и разгоняем эти нечестивые сборища."
Впоследствии преследованиям подвергались также иудеи и приверженцы культа Исиды.
"Обсуждался и вопрос о запрещении египетских и иудейских священнодействий, и сенат принял постановление вывезти на остров Сардинию четыре тысячи зараженных этими суевериями вольноотпущенников, пригодных по возрасту для искоренения там разбойничьих шаек, полагая, что если из-за тяжелого климата они перемрут, то это не составит большой потери; остальным предписывалось покинуть Италию, если до определенного срока они не откажутся от своих нечестивых обрядов."
(Тацит. Анналы, II, 85)

О том же самом пишет и Светоний: "Чужеземные священнодействия и в особенности египетские и иудейские обряды он запретил; тех, кто был предан этим суевериям, он заставил сжечь свои священные одежды со всей утварью." (Светоний. Тиберий, 36).

Ну и конечно самые известные гонения в Римской империи - это гонения на христиан. С разной силой они длились почти 300 лет. Одной из главных причин гонений был отказ христиан поклоняться императору Рима как богу - что, безусловно, являлось религиозным насилием над христианами. Христиан жгли, рубили и отдавали на растерзание диким зверям под улюлюканье "просвещенных" язычников в Колизее. Своего апогея гонения достигли при императоре Диоклетиане в 303 году, когда сама принадлежность к христианам законодательно наказывалась смертной казнью.
Кроме Римской империи гонения на христиан были и в других языческих странах. Например, в Болгарии при хане Омуртага начались гонения на христиан
Во время преследований погибло более 370 видных христиан, среди которых особенно выделялись епископ Никейский Леонтий, митрополит Мануил Адрианопольский, епископ Георгий Дебельтский, клирики Гавриил и Сионий, чьи головы усекли мечом, священник Парод, побитый камнями, воевода Иоанн и даже наследник престола Енравота, старший сын хана Омуртага.
Но не только в древности, язычники были нетолерантны. В средние века христианской церкви предстояло еще "переварить" в себе те народы , о нравах которых мы говорили вначале. И эти народы религиозной терпимостью тоже не особенно сильно отличались. Религиозная нетерпимость некоторым язычниками закреплялась даже законодательно. Например, легендарный основатель прусского государства Вайдевут дал древним пруссам свод заповедей, которые отличались крайней нетерпимостью по отношению к другим религиям:
"Во-первых: Никто, кроме Криве Кривайте, не может обращаться (с просьбой) к богам. Никто не должен приносить в страну бога из чужих краев. Верховными богами должны быть: Потримпос, Перкунос и Пиколос. Ибо они вручили нам эту страну и дадут нам (еще) больше.
Во-вторых: Ради них должны мы признать (= почитать) нашего Криве Кривайте и ради наших высших владык почитать (= оберегать) его, а также его преемника, которого дадут нам милостивые боги и выберут в Рикойто вайделоты.
В-третьих: Мы должны испытывать перед нашими богами страх и почтение. Ибо они дали нам в этой жизни красивых женщин, много детей, хорошую еду, сладкие напитки, летом - белую одежду, зимой - теплые кафтаны, и мы будем спать на больших мягких кроватях. Для здоровья будем мы смеяться и прыгать. Однако злодеев, которые не почитают богов, которые дали (то), что они имеют, (надо) бить, чтобы они рыдали и вынуждены были ломать руки (= кусать локти) от боли и страха.
В-четвертых: Все соседи, которые почитают наших богов и приносят им жертвы, должны быть нами любимы и почитаемы. Если же они отвергнут (наших богов), должны быть убиты нами при помощи огня или дубинами."

Во время войн с христианами наибольшим зверствам подвергались священнослужители христианской церкви, что опять таки говорит о религиозной нетерпимости язычников:
"славяне…собрали войско и опустошили всю Нордалбингию огнем и мечом; затем прошли по всей Славянской земле, сожгли все храмы и разрушили их до основания, а священников и других церковнослужителей умертвили, подвергнув их разным мучениям, и по эту сторону Эльбы не оставили даже следов христианства.
В Гамменбурге (ныне Гамбург), тогда и после того, было взято много духовных и мирян в плен, а еще более истреблено по ненависти к христианству. Славянские старожилы, которые помнят все совершенное в ту пору варварами, рассказывают, что в городе Ольденбурге, населенном многими христианами, по избиении прочих, как скотов, шестьдесят священников были пощажены для большего над ними посмеяния, старшего между ними звали Оддаром. Ему, как и другим, крестообразно разрезали на голове кожу и оголили череп. Потом исповедников Господних, с завязанными на спину руками, волочили по всем славянским городам, пока они не умерли."

(Гельмольд "Славянский мир в правление императора Генриха II")

"На церкви и монастыри, на священников и монахов как на врагов их религии они особенно изливали свою ярость, поэтому и разоряли святилища, тогда как другие здания щадили"
(А. Стриннгольм "Походы викингов")

Итак, как видим, язычники первыми начали проявлять религиозную нетерпимость, в том числе и по отношению и к христианам.
promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 401
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 79 успокоились — успокоиться )
umbloo
Jan. 3rd, 2010 09:51 pm (UTC)
О миролюбии, конечно, речи нет - тут в среднем у язычников перед еинобожниками никаких преимуществ.

***Поскольку боги разных народов отличались преимущественно именами, а не набором заповедей или выполняемых функций, то и обращать язычникам других язычников в свою веру было как-то бессмысленно. В основном, языческая нетерпимость может быть сведена к защите своих богов как национальной идентичности и ниспровержению чужих богов как доказательству силы своих богов.***

Ну, насколько различались "заповеди", скажем, у греческих, египетских и персидских богов, еще Геродот хорошо писал. Но бессмысленность обращения иноверцев зачастую основывалась все же не на этом (основания "все народы почитают одних и тех же богов под разными именами" выдвигали в основном греки и вслед за ними, хоть и не столь активно, римляне) , а на прямо обратном. С точки зрения японца или древнего перса, совершенно нормально, что разные народы почитают разные пантеоны - сменить веру так же сложно, как сменить род. Не люди выбирают себе богов, по этой схеме, а боги выбирают себе людей: как ни старайся не-иранец, почитать правильно Ахурамазду у него не выйдет, как ни старайся китаец, он не начнет вести свой род от японских богов, и т.д. А зачем какому-нибудь Киру или Ксерксу "неправильный" почитатель Ахурамазды? От него общине лучше не будет.
А вот от вероотступника общине, по этой логике, хуже явно будет: за его проступок боги могут разгневаться не только на него самого, но и на его сородичей, принцип коллективной ответствнности опять же работал не хуже, чем у единобожников, а часто даже лучше. Большинство римских гонений, что на поклонников Исиды, что на поклонников Христа, в изрядной мере объяснялись именно этим (в римском Египте культ Исиды римлянам не мешал). Постумий, по сути, как раз это у Ливия подчеркивает: опасность именно в вероотступничестве.

Защита своих богов и ниспровержение чужих - это да (причем единобожники вели себя совершенно аналогично). Неудивительно, что ровно так же вели себя язычники и в войнах с христианами: лишить врага святилищ и жрецов - значит ослабить его. Другой, смежный вариант - это, наоборот, "перевербовать" чужих богов и приобщить их к своему пантеону, чтобы они уже помогали нам, а не врагам; но на это, кажется, сколько-то последовательно шли в основном римляне.

А споры "кто первый начал" бессмысленны. Хватало случаев, когда первыми нападали язычники, хватало - когда христиане или мусульмане (особенно - за пределами Европы). И сплошь и рядом основной причиной агрессии была отнюдь не религия, а вполне "общечеловеческие побуждения" вроде жажды наживы - опять же у обеих сторон. А дальше - та же логика, что в поминавшихся вами Ираке или в Китае: "единоверцы наших врагов - это или их союзники, или их наиболее вероятные союзники, без них нам будет безопаснее". Кстати, это отнюдь не всегда было безосновательным предположением...

На "Вайдевутовы заветы" я бы вообще не ссылался - аутентичность их более чем сомнительна.
ycnokoutellb
Jan. 4th, 2010 05:25 pm (UTC)
Спасибо за ценные замечания в плане обращения в свою веру - как будет время учту и внесу.

Насчет ниспровержения идолов чтобы ослабить - христиане не верили в силу богов, и ниспровергали чтобы поразить этим самих язычников: дескать, "смотрите, ваши боги бессильны".

Насчет "первыми нападали" бывало конечно всякое, но в общем не соглашусь - Это Христианская Европа росла под давлением язычников и мусульман, а не наоборот. Окрепнув мы перешли в контрнаступление (Крестовые походы, колонизаторство) - и тут , конечно, сразу началось "ах, эти жесткие христиане ко всем лезут, веру свою навязывают". То есть говоря о поздней фазе противостояния не будем забывать что было в начале.
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 7th, 2010 09:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 10:31 pm (UTC) - Expand
ycnokoutellb
Jan. 4th, 2010 05:54 pm (UTC)
Кстати хотел бы заметить что статья была призвана прежде всего выровнять дисбаланс, созданный языческими страшилками ходящими по сети.
Цели облить вся язычество грязью я не ставил.
Прежде всего я разместил ее на сайте с предисловием (наверное надо было его и здесь тоже разместить?)

http://ateismy.net/content/spravochnik/religions/jaz_vs_xristianstvo.php
По ходу полемики христиан с атеистами, нередко всплывает тема язычества и его противоборства с христианством. Причем атеисты в основном берут сторону язычников. Происходит это по двум причинам. С одной стороны, для того, чтобы очернить христианскую эпоху надо создать белый фон и, с другой стороны, язычники импонируют атеистам своей "незакомплексованностью, искренностью, мужеством, незадогматизированностью " в противовес "рабской психологии, жестокости, лицемерию" христиан. Причем христианство часто ассоциируют со Средними веками, а язычество с древностью, хотя христиане были уже в древности, а язычники были еще в Средневековье. Для того чтобы развенчать миф о великом языческом прошлом мы начинаем цикл статей "Язычество которое мы потеряли". Данные статьи не предназначены к тому, чтобы доказать что все язычники - поголовные извращенцы и кровавые убийцы. И среди язычников были и есть светлые личности, но это не значит, что мы не должны знать и темную сторону истории язычества. Поэтому когда вас начнут стыдить, дескать вот "тогда" все было хорошо, а потом когда пришли христиане, вдруг "все стало плохо", то давайте этим людям ссылки на наши статьи.
(no subject) - dietmarh - Jan. 15th, 2010 05:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 16th, 2010 01:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dietmarh - Jan. 16th, 2010 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 16th, 2010 02:43 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - umbloo - Jan. 4th, 2010 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 5th, 2010 10:28 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nut_ok - Jan. 6th, 2010 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 7th, 2010 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 04:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 7th, 2010 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 7th, 2010 05:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 7th, 2010 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 08:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 7th, 2010 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 10:33 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 4th, 2010 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 5th, 2010 10:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nut_ok - Jan. 6th, 2010 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - men777 - Jan. 6th, 2010 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 6th, 2010 12:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 7th, 2010 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 7th, 2010 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 05:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Jan. 4th, 2010 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - win308 - Jan. 4th, 2010 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Jan. 4th, 2010 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - win308 - Jan. 4th, 2010 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Jan. 5th, 2010 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 4th, 2010 05:37 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 4th, 2010 09:21 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 5th, 2010 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenalexp - Jan. 5th, 2010 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 4th, 2010 09:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 5th, 2010 08:48 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 07:51 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 5th, 2010 10:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 5th, 2010 10:22 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - nut_ok - Jan. 6th, 2010 07:07 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
umbloo
Jan. 4th, 2010 01:56 pm (UTC)
"какие вообще есть причины, чтобы НЕ считать христианство автором религиозной нетерпимости?"
Ну, "добрый царь Иосия" и многие другие ветхозаветные персонажи, вполне себе блещущие религиозной нетерпимостью, христианами все-таки не были. Христианство - не первая монотеистическая религия. Да и в Индии прецеденты бывали еще за три сотни лет до новой эры.

Что до ислама - там с терпимостью бывало очень по-разному. У одного аббасидского халифа в министрах могли сидеть христиане, иудеи и чуть ли не зороастрийцы, а другой приказывал церкви рушить и зачислял всех иноверцев в греческие шпионы . Сабейцам долго разрешали жертвы чуть ли не под носом у халифа, главы мусульманской общины, приносить - а потом повывели за одно поколение достаточно жесткими мерами. И "мусульманские еретики" могли быть в окружении государя - а могли катиться головы. Вплоть до такой прелести как "неискренний мусульманин не лучше язычника" с правительственным органом, оценивающим искренность (это, правда, в одном государстве крайних хариджитов, особо долго не продержавшемся). В общем, всяко бывало.

"Христианский мир не согласился с таким раскладом и при первой возможности отправил излишки населения в крестовые походы."
Боюсь, в крестовых походах хозяйственная составляющая нимало не уступала по весу религиозно-идеологической.

(no subject) - r99 - Jan. 4th, 2010 02:46 pm (UTC) - Expand
ycnokoutellb
Jan. 4th, 2010 05:46 pm (UTC)
(((Не знаю, как у мусульман в Азии было с терпимостью к другим религиям, но вот в захваченной Испании все было довольно мирно. Было какое-то поражение в правах, но это все же лучше головы в кустах.

На фоне стонов по поводу ужасов ОПК такие фразы смотрятся нелепо. Я уже об этом писал
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 4th, 2010 09:11 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - men777 - Jan. 5th, 2010 01:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 5th, 2010 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - nut_ok - Jan. 5th, 2010 10:57 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 07:28 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 10:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 7th, 2010 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - umbloo - Jan. 7th, 2010 10:20 pm (UTC) - Expand
ycnokoutellb
Jan. 4th, 2010 05:51 pm (UTC)
Христианство нельзя считать автором религиозной нетерпимости по той простой причине что религшиозную нетерпимость разного рода проявляли все (ну ладно, многие) религии в мире, даже "мирные буддисты".
И еще: Катары - не христиане.
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 4th, 2010 09:03 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 5th, 2010 09:17 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 07:45 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 5th, 2010 09:28 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 07:22 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 10:11 am (UTC) - Expand
white_sniper
Jan. 4th, 2010 01:11 pm (UTC)
Один нюанм: Язычники проявляли жестокость к иноверцам(христианам) - представителям других народов, а Христиане - знать, - истребляли свой народ. Причём не в честных боях, а козня его сотнями тысяч. На Руси за в первые десятилетия христианизации было уничтожено по разным оценкам от 1/3 до 2/3 своего же народа...
ycnokoutellb
Jan. 4th, 2010 05:14 pm (UTC)
Цифры взяты с потолка. Догадываюсь что кто-то типа Истархова сочинил их в пьяном угаре.

(no subject) - nut_ok - Jan. 5th, 2010 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 6th, 2010 07:47 am (UTC) - Expand
annaaja
Jan. 6th, 2010 06:56 pm (UTC)
Символизм нашего мира - и символизм разногласий...
Приглашаем Вас в этот замечательный праздник приобщиться к открытию.
Нами обнаружено, что на нимбе Христа указана дата Второго Пришествия. Об этом можно прочитать здесь
Нимб Христа хранил Дату Пришествия
http://www.proza.ru/2010/01/06/115
Надпись на нимбе была прочитана при помощи алфавитов, посредством которых выполнена надпись, а также с применением системы тайнописи, которая всегда сопутствовала изображению буквенной символики.

Приглашаем Вас к серьёзному разговору о Рождестве и Новом годе… что празднуем мы – не встречу Нового Года, а встречу вновь пришедшего Бога. Приход Нового года или Рождество NEW GODа?
http://www.proza.ru/2010/01/05/1

События цивилизации и природы крепко связаны друг с другом. Мир символичен, и, чтобы понять смысл происходящих столь «неожиданных» катаклизмов и трагедий, мы приглашаем Вас на серьёзный разговор о событиях в нашем мире.
Читайте и осмысливайте комментарии о тайном смысле происходящих сейчас в мире событий - под каждой фотографией. В событиях - настоящее начертание даты и места Контакта с Иным миром. http://rosa99.ya.ru/index_fotki.xml

С уважением..

ycnokoutellb
Jan. 7th, 2010 09:12 pm (UTC)
Очень жаль что товарищ r99 ретировался, стерев свои комменты :(
swarogich
Mar. 6th, 2011 10:59 pm (UTC)
Читаю и убеждаюсь, что Истархов прав - у христиан не работает левая половина мозга. О кровавых жертвах у славян много чего понаписано, и в основном христианами. Может, было может нет, кто сейчас разберёт. Попы всё что могли, пожгли или спрятали, где теперь правду найдёшь? А сколько гордости у нас, мы, а вы. Пустое в порожнее переливаете! Прежде всего, христиане боролись не с язычниками, а с родной верой народов, навязывая, своё учение в большинстве огнём и мечём. Что получал народ взамен? Грешен, кайся, плати. Нет ни эллина ни иудея, все христиане. Как правило, пьянство и кровосмешение. Перекладывание своих плохих поступков на другого. Помолился, покаялся, заплатил! А плохой поступок как был, так и остался. Но главное для христианина - он спокоен! Покаялся -да, помолился -да, заплатил -да, поп грехи отпустил -да! Уря можно грабить и убивать, главное не забывать вовремя ППЗ и поп отпустит грехи и всё- ты чист перед богом(чем больше платишь тем чище, можно церковку построить если грешок очень уж), а молва вам не судья -ППЗ! Многие христиане мне говорят, что библию надо сердцем понимать. Ну, если только им у него-то мозгов нет, а вот мозгами ну ни как не получается. Не понял я Бога которому нужны пророки. Истинному Богу не нужны посредники. А Бога ли вы почитаете? Где икона с ликом Бога, ну или хотя бы предмет от Бога? У муслимов вон камень из рая есть, а у христиан что? Мощи мучеников, которые тягают по миру и целуют, храмы из костей, коллекции монашеских костей и трапеза на этих костях? Причащение кровью и телом Бога, читай Христа? Ребяты какому Богу вы служите? И эти люди, что то имеют против славян, которые по монашеским пасквилям людей приносили в жертву своим богам.
Кстати о Риме. Роме и жаловались на христиан императору, что они ломают храмы греческих Богов, в то время , как храмы христианские ни кто не трогает. Интересует, кто отвлекал христиан от молитв и подстрекал к разрушению языческих храмов? (в сети иногда рассказывают про разрушение именно христианами Капищ, но я не читал ни разу о разрушении Родноверами христианских святынь)
(no subject) - swarogich - Mar. 6th, 2011 11:00 pm (UTC) - Expand
Сергій Бондаренко
Jun. 13th, 2016 11:42 pm (UTC)
много кто уже что обсуждал в комментариях, но никто так и не пришел к самому главному, что по моему мнению является истиной. Она в том, что любая религия или вера, подчиняется желаниям людей которые в нее веруют. То есть раньше были и крестоносцы, и инквизиторы и сжигали еретиков, рыжеволосых девушек приравнивали к ведьмам и сжигали или скидывали со скалы, но времена сменились и хрестиане уже этим не занимаются, аналогично могу сказать и про всех язычников, поскольку я сам язычник и жертв уже кровавым богам не приносим, обычно это что то сделаное своими руками там пирог или какой то урожай который ти посеял и ты пожал, который бросается в огонь на капище абсолютно добровольно. И да не смотря на то что в средневековье были язычники свирепы, сейчас это в первую очередь разумная сила, которая я думаю ради благих целей не должна бояться смерти, если смерть это достойная плата за что либо. Да и еще пока не отошел слишком от темы, стоит вспомнить бравых ассасинов, которые вырезали язычников не желавших принять христианство, начиная с древней Греции, а потом заканчивая в Римской империи. Да и было убито много людей, именно этими ассасинами, так же после крещения Руси, массово приследовались язычники которые бежали в леса и горы, самый крупный народ с отступников церкви на Руси стал називать себя Гуцулами что в карпатских горах, которые и сейчас сохранили свою самобытность и гармонию с природой. Это христианство пришло в Европу, а не язычество в Ерусалим, так что для меня христианство чуждо, хоть и с детства я хренный был.
( 79 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Текущий месяц

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com