?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Психология дикаря

В конце 15-го века Америго Веспуччи, так описывал военные нравы диких индейцев:
"Войны ведутся не из-за стремления к господству, не для расширения границ и не вследствие жадности, но по старой вражде, возникшей между ними в давно прошедшие времена. Когда их спрашивают, почему они воевали, они не находят в ответе другой причины, как месть за смерть своих предков или своих родителей."

Можно сказать что "победители пишут историю", "белым было выгодно очернять миролюбивых кротких индейцев", но психологию дикарей можно проследить и сейчас на примере племен слабо затронутых европейской цивилизацией. Предлагая выдержки из современных статей, с рассказами самих индейцев, хочу обратить внимание на ужасающе-непрекращающийся круговорот насилия в голове воинов, остановить который психология индейца почти не в состоянии.



1) (история жизни Кукущ, старого охотника за головами - воина ачуар)

Джунгли сводят человека с ума. Джунгли свели с ума и меня. Они обрушились, ошеломили, разжевали и извергли уже новым существом. Потерявшим способность мыслить прежними категориями и не понимающим логики, казалось бы, элементарных вещей. Элементарных для тех, одним из которых я был когда-то.

"Те, у кого не было правильных видений, всегда умирают молодыми. Мужчины, которые никогда не воевали, ни на что не годятся. Они словно маленькие неумелые дети. Я родился на берегах реки Чичиерта, и пока был ребёнком жил там. Потом я ушёл на реку Уитуяку. Когда я повзрослел, мне дали девочку десяти лет, и я женился на ней. Я прожил там десять лет. Потом однажды ко мне пришёл мой брат и предложил вернуться сюда, где я родился. Он сказал мне:

- Давай вместе уйдем отсюда, у тебя есть на это право. Ты уже долго живёшь тут.

Я согласился и вернулся сюда, на Чичиерта.
Когда я вернулся на Чичиерта, мне дали ещё одну девушку в жёны. С тех пор я живу вместе с новой женой, новым тестем и тёщей. В то время в их большом доме жило много народу. У моего тестя Сему было четыре зятя – Хымбе, Тимьяс, Ущпат и я. Все мы жили в одном доме. Так было раньше. Когда я жил в том доме, то женился ещё на одной девушке, Тирис. Сейчас она уже старая, но всё ещё живет со мной. Так как я был уже мужчиной, то задумал воевать с моими врагами. Так что мы много воевали. У нас была война с людьми с реки Макума.

Когда я был ещё ребёнком, люди с Макума убили брата моего тестя, отрезали голову и унесли с собой. Тогда Машураш отправился воевать. Ему повезло: он убил врага и отрезал ему голову. Все это происходило между соседями, между ачуар. Мы тогда устроили большой праздник с этой головой. Всё это случилось, когда я ещё был ребенком. Когда убили брата моего тестя, то похитили его жену, у которой в новом браке родилось много детей. Прошли годы, и наши враги подумали, что все мы забыли о случившемся. Они пришли в гости к Висум. Когда я увидел моих врагов, то сказал:

- Дайте мне убить этих людей, потому что когда я был ребёнком, они убили брата моего тестя.
Но мои люди не поддержали меня. И тогда я сказал:
- Раз эти люди стали теперь вашими друзьями, я ухожу от вас.
А чуть позже убили Пакунт, человека с реки Макума, и отрезали ему голову. Поэтому меня снова позвали, и сказали, чтобы я привёл с собой мою жену, так как все собираются устроить праздник. Тогда я спросил их:
- А почему вы не позвали меня на войну? Теперь, когда вы уже убили, зачем вы зовёте меня на свой праздник?
Так я сказал и не пошёл. Я передал им такое сообщение:
- Если хотите, чтобы я со своей женой пришёл на ваш праздник, тогда позвольте мне отправиться воевать с человеком с Макума. Только когда я убью его, я приду к вам на праздник с моей женой.
Старик Пичам выслушал моё сообщение и сказал:
- Кукущ прав. Почему бы нам не пойти на Макума и не помочь ему убить того человека?

Так он сказал, и мы пошли воевать на Макума. И я убил того человека, но не сумел отрезать ему голову. Мы не смогли вытащить его из дома, так как он прятался за стеной. Вот почему мы просто убили тех людей, а тела оставили в их доме. После той войны мне понравилось воевать с моими врагами. Я наслаждался войной. Поэтому мой тесть иногда критиковал меня. Он говорил:

- Почему ты всё время воюешь? Зачем убиваешь стольких? Ты ничего не добиваешься этим. Ничего не получаешь, кроме страха.

Так он мне говорил. Поэтому я ушёл от них очень далеко и построил новый дом для моих жён. Хороший большой дом с прочной стеной. Прошло немного времени, и мой шурин, который тогда жил на берегу реки Касуринтса, позвал меня. Позвал, потому что один кандоши с реки Манчари убил моего другого шурина, с которым тот жил в одном доме. Родственник убитого пришёл ко мне и пригласил меня на войну. Я ответил ему:

- Если бы меня не было, ты бы, наверное, не смог отомстить за своего человека. Но я здесь. Поэтому пойдём и отомстим.

Так я сказал, и решил воевать против кандоши, чтобы выяснить, кто из нас победит, а кто проиграет. Я решил так, потому что кандоши убил моего шурина, хотя тот и был его тестем. Так я решил, и пошёл на реку Касуринтса, и построил там большой дом. Там, где сейчас живёт Машутак со своими людьми. Прошло несколько лет, и однажды тот кандоши пришёл к нам в гости. Он думал, что мы всё забыли. Но теперь мы могли его обмануть и убить без особых трудностей. В то время здесь, где я сейчас живу, не было ни одного дома. Только густая сельва и болото, в котором жило много птиц. Как-то раз я охотился и подумал: «Вот здесь я хочу жить». С тех пор я и живу тут. Всё это время многие хотят убить меня, но я не боюсь. Я всегда говорю:

- Если они хотят убить меня, пусть убивают. Мне всё равно.

Меня они не могут убить, но вместо этого они убили моего зятя. С тех самых пор я живу здесь, но уже не думаю о войне.

Сейчас я старик. У меня много детей и внуков. Я перестал убивать, чтобы другие не мстили им. Но могу ли я говорить, что сейчас живу хорошо? Многое изменилось за эти годы. Прежде всё было иначе. Не было селений с таким количеством людей. Прежде старики говорили молодым: «Пейте табак и ищите видения, чтобы суметь убить ваших врагов и суметь защититься от них». Так говорили старики. И когда мы были молодыми, то подчинялись им. Мы пили сок табака или натем (Banisteriopsis caapi; Прим. переводчика) и искали видения. Я тоже ходил искать видения. И я получил Силу. Вот почему я дожил до сегодняшнего дня. Сейчас я уже старик и больше не воюю."


Тсантса - высушенная голова. Ноу-хау южноамериканских индейецв

2) За что отрезают головы, или Индейцы по ту сторону Пастасы
Головы режут до сих пор. Далеко в джунглях. По-тихому, но режут. И сушат, уменьшают до размера кулака. А проделывают все это настолько искусно, что голова сохраняет черты лица своего некогда живого хозяина. И вот такую «куклу» называют тсантса. Изготовить ее – целое искусство, которое некогда практиковали индейцы шуар, слывшие самыми известными охотниками за головами в Эквадоре и Перу. Сегодня же, когда шуар сделались «цивилизованными», древние традиции сохраняют близкие им по языку и обычаям ачуар и шивиар – их заклятые враги.
....
Ну а закончить повествование о высушенных человеческих головах мне бы хотелось историей одного старика-ачуар с реки Чангуап, которую тот рассказал миссионерам. Вот она:

«Сандиак был великим воином. Он ходил туда, где река Канус, которую вы зовете Пастаса, течет через скалы, и там убил человека. Когда у него закончились патроны, он украл жену у Янгуама, с которым встретился раньше. Поймав его женщину, Сандиак забрал ее себе. Янгуам видел, как это случилось, но сам убежал.

Сандиак и его брат Кашин расстреляли в тот раз почти все патроны. В Канус тогда было мало воды. Поэтому, когда у всех закончились патроны, Янгуам переплыл реку, сумел ускользнуть. Свою одежду он бросил на берегу. Вот так, голым, спася Янгуам. Поэтому Сандиак увел с собой только жену. А всех его родственников убил. Только Янгуам убежал.

И после того, как убежал Янгуам, Сандиак продолжал воевать с другими мужчинами. Он был великим воином, и он убил моего дядю, которого звали Пиитур, – брата моей матери. Сандиак сражался с ним и победил. Мой дядя тоже побеждал до того. Сандиак убил всех его сыновей, а дядя всех детей Сандиака. Покончив с Пиитуром, Сандиак сражался с другим человеком, а потом поссорился со своим братом Кашином и принялся мстить ему. Когда один из них убивал сына другого, то он, в свою очередь, тоже мстил. И когда кто-то убивал друга другого, то и тот в ответ убивал. Кашин всегда мстил. Когда была война*, Кашин храбро сражался, так рассказывают.

Сандиак сражался вот как. Если убивали его родственника, он, преследуя напавших, спрашивал:

- Кашин, ты здесь?

И когда тот спрашивал так, Кашин отвечал:

- Я здесь, я здесь.

Снова они стреляли друг в друга из ружей, снова расходились. Так Сандиак и Кашин долго воевали. Так они сражались и, мстя друг другу, убили еще одного человека вместе с его женой. Вот как воевали.

Остались только братья Тукуп, Сандиак, Кашин и Пиитур.

Кайяпа, который жил здесь, на Канус, тоже убили. Сандиак убил его отца Пиитура и друга Вамби. И пока все эти люди воевали между собой, Кашин тоже воевал с ними. Он всем им мстил.

И вот как-то раз Сандиак пришел в гости и увидел своих друзей. Он пришел, забыв о прошлом. И когда один из мужчин спросил его: «Как тебя зовут?», он ответил:

- Я – Сандиак. А ты?

- Я – Янгуам.

Вот с кем встретился Сандиак. С тем, кто убежал голым и в кого он много раз стрелял, но не убил. С ним он встретился. И Сандиак сказал:

- Племянник, раз мы уж встретились с тобой, давай забудем о прошлом. Давай больше не будем воевать.

Но как же Янгуам мог позабыть прошлое, если Сандиак увел его жену? И, глядя на своего врага, Янгуам подумал:

- Позже, ночью, мы убьем его.

Но вслух сказал:

- Дядя, ты способен убить человека?

И Сандиак ответил:

- Раньше я убивал многих. Но сейчас я перестал, потому что следую словам Господа.

Но Янгуам подумал:

- Сандиак здесь со своими людьми. Вот почему он не боится умереть, вот почему он не боится умереть, вот почему он не боится умереть…

Так думал Янгуам. Ночью все вместе пили хаманчи, смеялись и разговаривали. Янгуам, притворяясь, сказал:

- Дядя, ты потом угостишь меня табаком?

А сам подумал:

- Попозже, когда вы уснете, мы вас убьем.

Итак, когда все уснули, люди Янгуама пробрались в гарнизон и сказали:

- Когда все уснут, мы убьем Сандиака. Он лежит на полу.

Там, на полу, рядом спали Сандиак, его сын и друг. И люди Янгуама ночью убили их. На следующее утро командир гарнизона сказал Янгуаму:

- Ты пролил кровь. Если не хочешь, чтобы тебя схватили и отправили в карцер, закопай тела.

Тогда люди Янгуама ответили:

- Хорошо.

Они отнесли труп Сандиака к Канус, связали его лианой и бросили в воду. Когда они пришли к реке, то отрезали голову Сандиаку, а тело выбросили в Канус. Трупы остальных тоже оттащили на середину реки и выбросили. Но голову отрезали лишь у Сандиака. Они забрали голову, потому что были шивиар, а те всегда уносят головы, чтобы играть с ними. Так вот убили Сандиака. Так были убиты воины, когда встретились со своими врагами.

Но в живых оставался еще Кашин, брат Сандиака. Он убивал людей тем же способом, и убил больше двадцати пяти человек. Тукуп убил тридцать пять. А потом убили самого Тукупа.

Когда убили Сандиака, его брат Тукуп сказал:

- Почему они сделали это? Давайте воевать.

И он, мстя, убил еще трех человек. А потом пришел Вашикьят и убил самого Тукупа. Затем, спустя какое-то время, он убил и сына Тукупа. Так Вашикьят отомстил два раза. Так рассказывают».

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 401
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 33 успокоились — успокоиться )
azatgal
Oct. 14th, 2010 06:41 pm (UTC)
Отличный пост
Хорошая зарисовка "философии невежества". Не было у них Посланников Неба, типа Христа. И мышление их на уровне животного. Беру себе
ycnokoutellb
Oct. 14th, 2010 09:03 pm (UTC)
Re: Отличный пост
Руссо про такое наверное не читал
kallugin
Oct. 14th, 2010 06:44 pm (UTC)
Эх, какое же полное и идиллическое Единение с Природой! Параллельная европейской цивилизация! Хорошие рассказы, годные. Обязательные к ознакомлению.
ycnokoutellb
Oct. 14th, 2010 08:59 pm (UTC)
Да, есть еще уголки куда не дотянулись руки белых колонизаторов. Мы любим эти уголки...на расстоянии.
dirtylikedishes
Oct. 15th, 2010 12:58 pm (UTC)
Это типичная европейская цивилизация, но вероятно году этак в 1200 BC
kallugin
Oct. 15th, 2010 01:29 pm (UTC)
Европейская - да, но не ближневосточная. Там эту стадию одичания, похоже, часть народов миновала. Уж не знаю, к худу ли, к добру.
zarathustra66
Nov. 7th, 2010 09:17 pm (UTC)
Судя по Библии, древние евреи были ничуть не лучше, только вину валили на своего "Бога" — Он-де так повел...
ycnokoutellb
Oct. 15th, 2010 01:49 pm (UTC)
БРЕД БРЕДОВЫЙ
ycnokoutellb
Oct. 15th, 2010 01:54 pm (UTC)


вот этот собор французы начали строить еще раньше
у ваших дикарей что-либо подобное есть?
partizan_1812
Oct. 15th, 2010 05:56 pm (UTC)
поправка
Товарисч говорит "ВС", а не "АD", так что его мысль понятная. Так что с Нотрдамом Вы неправы.

А вот что товарисч думает по поводу того, почему все же теперь в Европе головы не усушивают, как в Амазонии? Небось скажет, "времени много прошло, Вольтер появился, там... то, се.. Руссо, тов. Антидюринг, Толстой как зеркало русской революции, а потом уж и Эйнштен, и музыка всякая електрическая, оттого и нравы мяХШЕй стали" . А может к этому каким-то боком относится Тот Самый "С" от Которого годы отсчитывают?
mmekourdukova
Oct. 14th, 2010 07:37 pm (UTC)
Я видела такие сушеные головы. Только африканские. Очень убедительно.
ycnokoutellb
Oct. 14th, 2010 08:49 pm (UTC)
Африканцы тоже изобретательные товарищи - отчасти потому и живут так "хорошо"
mmekourdukova
Oct. 14th, 2010 08:53 pm (UTC)
Те, которые подсуетились перебраться в традиционно христианские страны, живут таки нечего себе.
ycnokoutellb
Oct. 14th, 2010 09:02 pm (UTC)
Я бы еще добавил если они следуют христианскому образу жизни.
Потому как в Руанде вроде христианство есть, но оно не смогло победить этническую ненависть между тутси и хуту: получили геноцид с миллионом трупов.
Я вообще читал даже книги советских авторов, которые весьма сложно относились к Африке. Они и то признавали что основную проблему для этого континента играют всякие местные обычаи, заморочки и менталитет
dirtylikedishes
Oct. 15th, 2010 01:40 pm (UTC)
Тутси стало быть, следовало подобно растафарианам этнически объявить себя одним из колен Израилевых и отправиться в эфиопский Сион? Хуту, правда, тут же примут национально-арапский ислам и объявят им сомалийский джихад.
ycnokoutellb
Oct. 15th, 2010 01:47 pm (UTC)
читайте Правила в Верхнем посте этого блога
или иначе delete and ban
dirtylikedishes
Oct. 15th, 2010 01:04 pm (UTC)
В традиционно римские страны, живущие в условиях 5-й Поправки под управлением Сената, имеющие на случай войны типично римского Консула.
gabblgob
Oct. 14th, 2010 09:07 pm (UTC)
Прекрасный рассказ.
moskalkov_opera
Oct. 14th, 2010 10:20 pm (UTC)
Очень поучительно для любителей Аватара.)
dirtylikedishes
Oct. 15th, 2010 01:24 pm (UTC)
Да, именем Ост-Индской компании клянусь, ты высокодуховным образом прав, чувак, эти дикари язычники нехристи, и они животные живут на деревьях, носят наши рубины и алмазы, и сжигают женщин вместе с сари, они должны быть согнаны в резервации и исстреблены, так повелел исконно-американский Бог.
ycnokoutellb
Oct. 15th, 2010 01:44 pm (UTC)
трольчатина свежая пришла?

Индусы это не индейцы.
lenalexp
Oct. 15th, 2010 05:53 am (UTC)
Ну, наконец, нашлось что-то, на фоне чего христианская нравственность выглядит не столь ужасающей. ;-))
dirtylikedishes
Oct. 15th, 2010 01:13 pm (UTC)
В сериале "Вавилон-5" типичным носителем подобной выглядит лидер телепатов-нелегалов, обосновавшихся на станции - щёки подставляет, миротворствует и тд. Но я также считаю что в Евангелии описан вовсе не вышеупомянутый типаж, к примеру, обзывать представителей соседских племён псами, а их женщин - соотв. суками, преде чем скрепя зубы оказать им "духовно-целительскую" помощь это вполне в духе нравственности Христа, как типичного иудея тех времён, но в современном мире врачу за такое могут позвать мужо и начистить карму.
dirtylikedishes
Oct. 15th, 2010 01:35 pm (UTC)
А на фоне религиозной культуры Менбара или Нарна христонравственность так вообще выглядит "понятиями"
kallugin
Oct. 15th, 2010 01:36 pm (UTC)
Срочно сообщите, какая нравственность выглядит лучше христианской! И с какой точки здрения она при этом лучше!
dirtylikedishes
Oct. 15th, 2010 02:06 pm (UTC)
С точки зрения современного американца Курта Кобэйна, надо полагать, нравственность Кортни Лав выглядит получше, чем о ней пишут в научных трудах тупых насильников дикарей, палестинских язычников-шаманофилов и антинаучных варваров 2000-летней давности... но ходят слухи что киллера нанимала как раз она, так что дело тёмное. А пока что нравствуем Аннеке ван Гирсберген с ейо бэндой The Gathering, и Домингес, вокалистку Kidneythieves, с её типично менбарской взглядой на баланс последнего триптофанатического албума.
lenalexp
Oct. 15th, 2010 02:11 pm (UTC)
Срочно сообщите, какая нравственность выглядит лучше христианской!
Общечеловеческая, естественно.

И с какой точки здрения она при этом лучше!
С моей.
kallugin
Oct. 15th, 2010 02:24 pm (UTC)
А, так Вы путаете свою личную точку зрения с общечеловеческой? Впрочем, считать Себя, Любимого, началом, мерилом и центром всего и вся - это совершенно нормально и обоснованно для атеиста. Ибо других центров-то и нет. Ответ принимается, спасибо. Это был правильный ответ.
zarathustra66
Nov. 7th, 2010 09:39 pm (UTC)
Да хоть зороастрийская. У них, например, ложь — самый страшный грех, нарушивший своё слово погубил свою душу, и никакое покаяние не поможет. А как христианину верить? он обманет, пойдёт к попу покается и всё в порядке. Это не говоря о том, что где вы видели христианскую нравственность в чистом виде? Каждый народ имеет свой язык различения добра и зла, а государство (и Церковь) врут на всех языках подряд. Так говорил Заратустра! Именно, понятия нравственности различаются в разных культурах, даже если все они считаются христианскими (в частности, тут уже поминали африканских христиан).
Ну а конфуцианская чем хуже христианской? Китайцы наверняка будут доказывать, что она гораздо лучше.
kallugin
Nov. 8th, 2010 11:07 am (UTC)
Ну бугога. Вопрос был к атеисту, а Вы тут какие-то ему (не мне) другие религии подсовываете, в виде альтернативы :) Шило на мыло!
zarathustra66
Nov. 9th, 2010 11:36 pm (UTC)
Это был ответ на ваш вопрос: "какая нравственность выглядит лучше христианской". Хоть вопрос был не ко мне, по-моему, вполне по теме.
kallugin
Nov. 10th, 2010 05:33 am (UTC)
Ну уж лучше... Настолько же лучше, насколько зороастрийские похороны выглядят лучше христианских, и не меньше. Чтобы не вдаваться в долгие рассуждения, изучите историю проникновения христианства в доисламскую Персию (т.е. зороастрийскую). Понятно же, почему христианство там потерпело крах: местные жители были настолько высоконравственными и возвышенными людьми, что мелкое и лживое христианство им просто не понравилось, да?
trenaew
Oct. 16th, 2010 12:25 am (UTC)
И тут Остапа понесло(с)
( 33 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Текущий месяц

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com