?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Виды неверия

ВИДЫ НЕВЕРИЯ
Автор - Андрей Кураев

1. Прежде всего надо помнить, что бывает неверие от Бога.
Как некогда Он ожесточил сердце фараона. Как некогда не дал Он благодатного просветления распинателям Христа, которые оттого и не ведали, что творят. Если вера – следствие благодати, то, значит неверие – следствие того, что Господь не протянул Свое действие именно к этому сердцу.
Кроме того, если вера христианская – благодатная, значит, в ней есть нечто, что не может быть произведено в человеческом мире и человеческими усилиями. «Закон ничего не довел до совершенства» (Евр 7,19) и никого. В мир благодати не может ввести ни честное исполнение законов научного мышления, ни совестная жизнь, ни жизненная воздержность и аскетизм. Благодать не там, где честные и хорошие люди. Благодать там, где благодать. Она может войти в сердце, приуготовленное очищением и мудростью, а может посетить «изверга». Но «может» не значит «должна».
Поэтому невер не виноват перед нами. Он может быть даже невиновен в своем неверии перед Богом. У Бога может быть Свой замысел об этом невере. И благодать ждет этого человека не другом, не-сегодняшнем повороте его жизненного пути. И поэтому миссионер, потерпевший неудачу в беседе с таким невером, свое недоумение должен обращать к Небу, а не выливать его с раздражением на того, кто не подпал под обаяние его проповеди.
Именно так я утешаю себя, когда вижу светлого, умного и честного человека, который просто не осознает, не чувствует своей нужды в нашем Боге.


2. Есть неверие от позитивного переживания своей, не-христианской веры (в том числе и веры светского гуманизма). Человек чувствует себя органично в своем мире. И этот мир может и в самом деле быть хорош и для него, и для тех, кто живет рядом с ним.


3. Есть неверие на грани нравственной вменяемости. Человек знает, что его мировоззрение больно, что его уклад жизни несовершенен. Он знает, что христианская перестройка потребует от него рывка, сверхусилия. Он не верит не в христианство, а в себя. Он боится, что рывок разрушит его пусть и болезненный, но все же устоявшийся и обжитой «гомеостаз» (у системно и хронически больных людей свой гомеостаз – своя привычка организма все же работать в сложившихся условиях: попытка лечить одну из болячек может обрушить всю систему; например, при слабом давлении и изношенных сосудах прием средств, повышающих давление, приведет к разрушению кровеносной системы и инсульту).

А бывают греховные неверия.

4. Бывает неверие от гордыни: «я не допущу, чтоб надо мной кто-то был!».

5. Бывает неверие от греховного отупения. Человек настолько отождествил себя плотскими мелким «радостями», что и сам себя с гордостью именует - «самэц!». Тут кстати слова Иосифа Бродского:
Есть мистика. Есть вера. Есть Господь.
Есть разница меж них. И есть единство.
Одним вредит, других спасает плоть.
Неверье – слепота. Но чаще – свинство.
Так вот, я очень редко встречал людей, которые чётко отдавали бы себе отчёт в своём свинстве. Есть очень небольшое число людей, которые честно отдают себе отчёт, почему они не в храме. Лишь пару раз я слышал честные признания. Однажды у меня на философском факультете был один паренек. И когда мы с ним на философском уровне уже всё выяснили, он сказал, что креститься всё-таки не будет. «Ну, почему же не будешь?» Он честно ответил: «Я женщин слишком люблю». Парень он был чрезвычайной красоты и пользовался огромным успехом среди студенток. Но он осознал и признал, что именно мешает ему принять крещение. Когда он же он подрос, поступил в аспирантуру, женился, вот тогда он и вправду крестился.
Но это был честный человек, который честно сказал себе, где у него свербит. Не знания ему мешали, а нечто совсем другое.
И вот помочь человеку познать правду о себе - тоже задача миссионера.

6. Есть неверие от нежелания покаяния. Человек ощущает неправду своей жизни, но еще слишком ее любит. И боится сделать себя подверженным серьезной перемене. Поэтому предпочитает даже не замечать выбор.

7. Есть неверы, вполне сознательно разрезавшие свою жизнь. Теоретически они знают, что Бог есть. Но сознательно не разрешают себе додумать это до конца, потому что хотят прожить жизнь по атеистически, без допуска понятия «грех» в свой лексикон и не подставляя себя под суд евангельских заповедей. Их кредо звучит так: вот доживу до пенсии, тогда и вспомню о Боге, а пока буду жить как живется!».
Перед всеми такими невериями миссионер бессилен. Такой человек действительно «будет тебе (миссионеру) яко мытарь». Не «яко неуспевающий студент», которому просто вот что-то еще надо дообъяснить, а именно мытарь – человек, сознательно вставший на путь коррупции... В этом случае миссионеру остается лишь молитва и надежда на то, что Бог Сам найдет способ разрушения этих страстных скафандров.
Миссионер тут лишь должен лишить этого невольника страстей удобного оправдания своего неверия – «мол, мне избыток научных знаний мешает молиться». Надо сделать для такого невера очевидным простой вопрос: "Подумай сам: может быть, ты в Церковь не идешь просто потому, что боишься жить по совести? Может быть, ты не хочешь жить в чистоте? Может быть, ты заповедей наших боишься? Не догм - а заповедей?».

8. Есть неверие от горя. Что делать с плачущими? – Плакать вместе с ними», - советовал в таких случаях о. Александр Ельчанинов.

9. Есть неверие, которое тяготится собою. «Бога, к сожалению, нет». Это самоощущение Пушкина в годы кишиневской ссылки. «Ум жаждет Божества, а сердце не находит». Мир такого невера добротен с его точки зрения, но недостаточен. Ему хотелось бы обрести веру, но он не видит путей к ней.


Геннадий Григорьев

Бога нет...
Ну что ж, и слава Богу...
Без Него достаточно хлопот.

Сея в сердце смутную тревогу,
над землей
пасхальный звон плывет.

Бога нет...

Но так, на всякий случай,
позабыв про деньги и харчи,
затаи дыхание и слушай,
как пасхальный звон плывет в ночи.

Все сильней, все праведней, все выше
золотой
звучащею стеной
движутся колокола,
колыша
черный воздух
над моей страной.

Бога нет...
Ну что ж, я понимаю...
И, влюбленный в белый, бедный свет,
я глаза спокойно поднимаю
к небесам,
которых тоже нет.

1980 г.

10. Есть неверие, которое знает, что Бога нет. Это опыт отсутствия Бога. Отсутствие опыта не надо путать с опытом отсутствия. Тут именно опыт, ощущение пустоты. Тошноты. Заброшенности. Это мир Сартра и Камю. Мир такого невера катастрофичен, но он не видит путей спасения из облепившей его пустоты. «Я молил, я выпрашивал знака небес. Слал небесам мольбы - ответа нет. Небеса не знают даже моего имени. Я вопрошал себя ежечасно, что я в глазах Господа? Теперь я знаю: ничто. Бог меня не видит, Бог меня не слышит, Бог меня не знает. Ты видишь пустоту над головой: то Бог. Ты видишь щель в двери: то Бог. Ты видишь дыру в земле: то Бог. Бог есть молчание, бог есть отсутствие. Бог есть одиночество людское. Нет никого, кроме меня, я сам решал, какое зло чинить. Я сам избрал добро. Я жульничал: я творил чудеса. Сегодня я сам обвиняю себя. Один лишь я мог отпустить свои грехи. Я - человек. Если есть Бог, то человек ничто; если существует человек... Куда ты бежишь?.. Вот и началось царствие человека на земле. Хорошее начало. Пошли, Насти! Я буду палачом и мясником… Я не отступлю. Заставлю их трепетать от страха передо мной, раз нет иного способа их любить. Буду повелевать, раз нет иного способа их любить. Буду одинок под этими пустыми небесами - раз нет иного способа быть вместе со всеми. Идет война - я буду воевать» (Сартр. Дьявол и Господь Бог).
В этих случаях миссионер может предложить не аргументы, а молитвы. Причем не только свои. Тут уместно призвать к молитве и самого невера. Попробуй совершить то, что кажется невозможным. И в этой практике преодолеешь немощи своей теории.


11. Есть неверие от лени, от бескультурья, от неумения логически мыслить. Например, Им Бог нужен, а Церковь – нет. Вот тут мы и должны пояснить, что связь Бога и Церкви органична.


12. Есть неверие от незнания. Человек искренне и совестно и умно поверил неправде о Церкви или глянувшейся ему правде другой веры. В его кругозор просто не попали добрые изложения веры православной. Он не знал, что то, что он осудил в жизни Церкви, и сама Церковь осуждает, а отнюдь не предписывает и даже не терпит (а в иных случаях это может оказаться и просто прямой, фактической неправдой). Он не знал, что то, что любо ему в иной вере, есть и в православии, причем в большей полноте.
В этих двух случаях возможна уже прямая и собственно миссионерская работа.


13. И есть неверие из-за нас.
В Евангелии есть удивительная история о слепорожденном, который услышал, что в Палестине появился целитель по имени Иисус. У него не было шансов встретиться с Ним, потому что он был слеп и прикован к одному месту. Но однажды, сидя у дороги и собирая милостыню, он понял, что мимо него проходит тот самый Иисус. И закричал: «Иисусе! Помилуй меня!». А вот те, кто шел вместе со Христом, т.е первые христиане зашикали: не отвлекай, не мешай… Именно это слишком часто происходит в нашей церковной жизни: когда люди, которые раньше стали христианами, обвыкли в своей вере, поскучнели и стали не помощью, а скорее препятствием для христианизации других людей.
Что может делать Церковь? Прежде всего – не мешать, не травмировать нашим собственным поведением тех, кто еще в поиске.
«Есть люди, у которых несчастный опыт церкви» (митр. Антоний Сурожский. О миссионерстве // Церковь и время. М., 2004, № 2 (27), с. 89. Он же: “У Церкви есть аспект славный и аспект трагический. Убогий аспект Церкви - это каждый из нас... Мы уже в Церкви и мы еще на пути к ней” (Журнал Московской Патриархии, 1967, № 9).
Это надо помнить – помнить не только о целебоносности, но и о травматичности православия. К Церкви можно применить слова из поэмы Твардовского «Теркин на том свете»: «это вроде как машина скорой помощи идет: сама режет, сама давит, сама помощь подает!».
Люди пробуют приблизиться к нам, присматриваются к нам. И вдруг понимают, что чего-то главного в нас нет. «Ведь и теперь не другое что соблазняет язычников, а именно то, что нет любви... Мы, истинно мы виноваты в том, что язычники остаются в заблуждении… Они видят, что мы хуже зверей терзаем ближнего своего, и потому называют нас язвою вселенной» (Златоуст. Беседы на Иоанна 72,4).
«Не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла; не были бы нужны учителя, если бы мы творили дела благая. Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует. Если бы мы соблюдали заповеди Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и насилия, то никто не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истин¬ной вере. Один был Павел, и столько людей привлек к себе. Если бы мы все были такими, то сколько вселенных мы обратили бы? Теперь христиане многочисленнее язычников. Между тем когда другим искусствам один может научить сто отроков, здесь, несмотря на то, что есть много учителей и что их гораздо больше, нежели учеников, никто не присоединяется. Если видят, что и мы того же желаем, (чего и они), то есть, почестей и власти, то как они могут почувствовать уважение к христианству? Они видят что мы столько же при¬страстны к деньгам, как и они, и даже еще больше, перед смертью так же, как и они, трепещем, боимся бедности наравне с ними, в болезнях, как и они, ропщем, одинаково любим власть и силу. Итак, ради чего они станут веровать? Ради знамений? Но их уже больше нет. Ради жизни праведной? Но она уже погибла. Ради любви? Но ее и следа нигде не видно» (Златоуст. Беседы на 1 Тим. 10,3).

Поэтому миссионер должен и сам знать горькие страницы церковной истории жизни, и уметь их не скрывать. Люди не слепые. Христианство для них уже давно не новинка и не заокеанская диковинка, привезенная «белыми богами». Наши болячки им знакомы.

Не возмутились церковные иерархи теми приходскими искажениями, по мере нарастания которых иконопочитание переходило в идолопоклонство – и возникла ересь иконоборчества... В 820-х годах император Михаил II в письме к франкскому королю Людовику Благочестивому так пояснял свой поворот к иконоборчеству: «Многие из церковных людей и мирян сделались виновниками злых новшеств: изгнали честные и животворящие кресты из святых храмов и на место их поставили иконы с возжженными перед ними свечами и стали оказывать им такое же поклонение, как честному и животворящему древу, пением псалмов и молитвами просили от икон помощи, многие возлагали на эти иконы полотенца и делали из икон восприем¬ников своих детей при святом крещении. Желая принять монашеский чин, многие предпочитали отдавать свои волосы не духовным лицам, как это было в обычае, а складывать при иконах. Некоторые из священ¬ников и клириков скоблят краски с икон, смешивают их с причастием и дают эту смесь желающим вместо причащения. Другие возлагали Тело Христово на образа и отсюда приобщались святых тайн. Некоторые, презрев храмы Божий, устраивали в частных домах алтари из икон и на них совершали священные таинства» . Добавим сюда еще и практику брать иконы в крестные отцы (практику, увы, одобрявшуюся даже преп. Федором Студитом ) – и будет понятно, что у иконоборцев были поводы для их бунта…

Прибалтика оказалась отрезана от Руси также по грехам церковных иерархов. В 1355 году Константинопольская патриархия устроила настоящие торги вокруг проблемы русской митрополии (вопрос был в том, где ее ставить - в Вильне или Москве). Литовский князь Ольгерд, посмотрев на это, отказался креститься. Он сказал, что лучше покланяться солнцу, чем тому бесу любостяжательства, который сделался ромейским идолом (Никифор Григора. Византийская история, 36,41).

Не менее наблюдательны бывали и жители крайней восточной границы России – камчадалы: «К сожалению, некоторые язычники даже при полном сознании пустоты шаманских верований все же пугливо держатся в стороне и от христианства вследствие нехристианского поведения русского населения. Язычники спрашивают миссионера: «А где же светлый Бог вон у тех, которые день и ночь шаманят за картами и вином, грабят нас и дают грабить другим?». Что должен ответить простодушным язычникам миссионер, не имеющий около себя своих русских собратий? Разве мыслимо с успехом проповедовать Христа диким племенам и предлагать им войти в духовное единение с такой средой, от которой с ужасом отвращается их детское сердце?» (Митр. Нестор. Моя Камчатка).

Оттого и нужно миссионерское покаяние. Для этих целей я составил целую антологию церковного плача.

Когда мы произносим слово «Православие», то у нас, церковных людей, с этим словом связано воспоминание о чувстве легкости и радости после исповеди, о глазах старца, с которым довелось однажды встретиться, о глубине православной мысли, к которой довелось прикоснуться, о евангельской страничке, которая однажды была «понята»… А какие ассоциации со словом «Православие» у людей, стоящих вне Церкви? Для них это синоним скучной проповеди и приходской злюки. Как видим, слово одно, но только для разных людей оно сопряжено с совсем разными представлениями. Супер-омоним: фонетически тождественное слово, обозначающее даже не то что разные, а просто противоположные реалии.
И не всегда именно они виноваты, что у них сложился именно такой ассоциативный ряд…

Есть неверы, которые остаются неверами по моей личной вине. Они заглянули мне в глаза и не увидели там другой вселенной. И тогда рождается упрек: «Мы говорим: вот что предыдущие поколения познали о Боге, значит, это правда, потому что они были святые. А люди на нас смотрят и думают: святыми, может, ОНИ были, а чем это ТЕБЯ переменило?.. Для того, чтобы стать миссионером, чтобы передавать свою веру, надо, чтобы эта вера ТЕБЯ так потрясла, так изменила, что люди, встречая тебя, могли сказать: «О, это не изваяние, это – живой человек. Я хочу стать таким, как он не потому что он так или сяк верит, а потому что он стал такой, он стал иконой!.. Я хочу встретить Бога, а не Его описание» (митр. Антоний Сурожский. О миссионерстве // Церковь и время. М., 2004, № 2 (27), с. 85).

Отталкивают от Церкви люди, которые вошли в Церковь и которых Церковь не изменила. Они отталкивают и потому, что ставят под вопрос и мою собственную попытку перемениться:? Если это не удалось тем, кто прежде меня встал на путь веры, причем на этом пути достиг внешних успехов (стал семинаристом, священником, монахом, епископом), то, наверно, я тоже напрасно потрачу тут время и после пары рывков все равно так и останусь в своих прежних несвободах и нечистотах…

Тэги, тысячи их!:

promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 401
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 23 успокоились — успокоиться )
(Deleted comment)
ycnokoutellb
Feb. 8th, 2010 10:30 pm (UTC)
И еще есть "не верю в атеизм" (с) Thunder Underground :)
anna_m_ivanova
Feb. 8th, 2010 07:04 pm (UTC)
на мой взгляд, самое страшное неверие в п.10. Во всем его ужасе действительно можно ощутить когда читаешь Камю и Сартра. Даже если ты уже христианин, они так сильно это описывают, что можно опять ощутить этот ужас, и безысходность, и пустоту, и тошноту. Бррр...
ycnokoutellb
Feb. 8th, 2010 10:33 pm (UTC)
Я тоже так думаю. От такового состояния слабые люди и до суицида могут дойти
nut_ok
Feb. 9th, 2010 09:49 pm (UTC)
Абсолютный факт. У меня один знакомый вот как раз из таких так жизнь и закончил, к великому сожалению.
lenalexp
Feb. 9th, 2010 06:53 am (UTC)
на мой взгляд, самое страшное неверие в п.10.
А они все – «страшные». ;-)) Осталось только мелочь – определить: страшные для кого.
anna_m_ivanova
Feb. 9th, 2010 05:32 pm (UTC)
так я так и сказала: !на мой взгляд..."
nut_ok
Feb. 9th, 2010 09:14 am (UTC)
А вот как раз Кураев и писал о том, что когда веришь, то рожадются, допустим философские письма Лосева, а когда не веришь, то рождается "Тошнота"
sesheiko
Feb. 8th, 2010 07:22 pm (UTC)
бывает такое, что Господь посылает этапы в жизни, когда ты чувствуешь себя сбежавшим от Бога и живешь, противясь идти к Нему на встречу. после это проходит и понимаешь, кто ты без Него. вот я теперь бегаю.
ycnokoutellb
Feb. 8th, 2010 10:38 pm (UTC)
А вы, отче, кстати из "бывших" будете как я , или нет?
sesheiko
Feb. 10th, 2010 07:32 pm (UTC)
а именно:)?
ycnokoutellb
Feb. 10th, 2010 07:43 pm (UTC)
из бывших атеистов?
sesheiko
Feb. 10th, 2010 07:57 pm (UTC)
не, скорее - околосектантов.
(Deleted comment)
ycnokoutellb
Feb. 8th, 2010 10:36 pm (UTC)
Я вообще не любитель поэзии, но пишете вы интересно.
Ваши отношения с Богом комментировать не буду - не достоин ибо.
yancyr
Feb. 9th, 2010 11:28 am (UTC)
Благодарю.
Я вот уже около двадцати лет пытаюсь разобраться в наших с Ним взаимоотношениях. Именно поэтому пока агностик, с воззрениями деиста.
nut_ok
Feb. 9th, 2010 09:22 am (UTC)
Извините, что я вмешиваюсь, я не сужу и Ваши взаимоотношения с Богом Ваше дело, но первой строкой Вы оскорбляете чувства верующих людей, это во-первых, не Бога, а имено людей и это неприятно. А вот-вторых у Вас по-моему причины №4 и № 6 - мне лично они кажутся ну самыми суетными, греховынми и несвободными. Вот как раз свободы тут нет никакой, абсолютно, о чем Вы говрите?
yancyr
Feb. 9th, 2010 11:26 am (UTC)
Не стану отговариваться (тем более, что признаю это и сам), гордыня - один из главных моих... если уж так хотите, грехов. Однако Вы малость промахнулись со своими выводами. Одной из наиглавнейших причин является пункт №13. Скажите, вот лично Вы соблюдаете предписания "молиться, поститься и слушать радио "Радонеж"? Если нет, то к чему спорить? Ведь кажется так в современной России воспринимается истинная духовность?!
Простите, если говорю излишне зло, быть может незаслуженно, но я не люблю, когда мне лезут в душу, особенно когда в нее плюют (В. Высоцкий). Ведь именно это случилось лично со мной во все разы, когда я пытался стать православным христианином. А такие попытки были. Не из блажи и веления моды.
Еще момент - я не стремлюсь понравиться всем и сразу. И если верующих задевают мои слова - мне жаль, что они не пытаются посмотреть - а почему именно в их адрес сказано именно так.
nut_ok
Feb. 9th, 2010 11:38 am (UTC)
А я как раз Вас очень хорошо понимаю, у меня то же тот же самый грех. И я тоже не считаю, что я 100$, чтобы всем нравиться, меня тоже не просто выносить, скажем так. Так что это все знакомо. А насчет верующих - перечитайте еще раз того Златоуста, что приводится у Кураева - да, мы не святые. к сожалению, а может, к счастью - не знаю. а еще хочу Вам сказать Вы просто любите и поменьше думайте о том, КАК? А НИКАК - надо понять, что в основе всего - ЛЮБОВЬ, надо полюбить ЕГО и это не высокие и напыщенные слова, а это так и есть. Ну просто женщине, когда она родит ребенка, это гораздо-гораздо легче понять и привести в действие, чем мужчине, к сожалению, а может опять-таки к счастью - не знаю))А вообще-то Господь САМ находит и приводит к себе. Есть такая притча: Бог показал человеку его жизненный путь, как следы, идущие по снегу, человек посмотрел и сказал: "Так тут две пары следов, это ты со мной шел, Господи, и тут две, а тут - одна и тут и тут. как же, Господи, значит в трудные моменты моей жизни ты меня оставлял,и я шел один?" А Бог отвечает: "Не ты шел, а я тебя нес" как-то так...)
yancyr
Feb. 9th, 2010 12:00 pm (UTC)
Все может быть. Спасибо за понимание.
lenalexp
Feb. 9th, 2010 06:55 am (UTC)
ВИДЫ НЕВЕРИЯ
Автор - Андрей Кураев

Да-да, Кураев большой специалист по неверию. Вот только что-то я не припоминаю, чтобы он вступал в дискуссию с атеистами на своём форуме. ;-))
nut_ok
Feb. 9th, 2010 11:04 am (UTC)
Да писал он триста раз об этом. Форум огромен, чтобы там вступать в дискуссии - нужно там жить и быть интернет-богословом, а это не входит в его планы. Он вступает в эти дискуссии постоянно и в своем ЖЖ, и в своих книгах, которые практически все об этом, и в своих выступлениях.
lenalexp
Feb. 9th, 2010 02:41 pm (UTC)
Он вступает в эти дискуссии постоянно и в своем ЖЖ,
Постоянно? В своём ЖЖ? И с атеистами? Где вы такое видели?

и в своих книгах,
Ну, это верующие умеют – вступать в дискуссию с выдуманным оппонентом. ;-))
bobi4ka
Feb. 9th, 2010 07:50 am (UTC)
5, 6, 11, 12 - самые распространенные причины.
nut_ok
Feb. 9th, 2010 09:15 am (UTC)
Николай, пожалуйста, посмотрите личные сообщения!
( 23 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Текущий месяц

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com