?

Log in

Previous Entry | Next Entry

«Церковь для битья»

АВТОР: Дмитрий Соколов-Митрич


А глаза такие добрые, добрые...

Разумеется, чтобы публично нападать на Русскую Православную Церковь, нужно быть "очень смелым журналистом". В нашей профессии - это такая особая порода людей, о которых стоит рассказать поподробнее.

"Очень смелым журналистом" быть очень легко

Для этого нужно совсем немного смелости. Еще Николай Васильевич Гоголь, когда перестал быть "смелым писателем", заметил, что "прогрессивная общественность" в России бьет своих врагов гораздо больнее, нежели самое распроклятое самодержавие. С тех пор ничего не изменилось. Журналисту, смело выступившему с критикой политики Путина, не грозит ровным счетом ничего - если только он не скатится до банальных оскорблений. Да и в этом случае бояться особо нечего - заведут уголовное дело, дадут условный срок и обеспечат славой на всю жизнь. Если же он выступит с острой критикой оппозиции - например, попытается объяснить, что нехорошо кровь погибших в Беслане детей обращать в топливо для политической борьбы,- журналисту светит пожизненная дисквалификация если не на всем рынке СМИ, то на весьма внушительной его части.

"Очень смелым журналистом" быть очень безопасно

Те, кто действительно рискует жизнью, очень редко осознают себя "смелыми журналистами". Гибнут те, кто в горячих точках. Гибнут те, кто в ходе серьезного расследования наступил на чей-то мощный финансовый поток. Гибнут те, кто осмеливается в маленьких республиках или городках поднять голову. Журналиста устраняют лишь тогда, когда одним выстрелом можно решить проблему. "Очень смелых" как раз никто не трогает - потому что они особо никому не мешают. Они, как правило, нападают на всех сразу, но ни на кого конкретно. Обвиняют "кровавый режим", но не уточняют, у кого именно в крови руки. Кричат о коррупции - и не называют кто, кому и сколько. Убив "очень смелого журналиста", который на виду, любая власть получит проблем больше, нежели решит. Он это прекрасно понимает и, тем не менее, продолжает успешно спекулировать на мифе об "опасной профессии". На самом деле, реальный шанс получить пулю в лоб у "очень смелого" лишь один - от своих. Иногда противники действующей власти кладут жизни "смелых журналистов" на алтарь политической борьбы. Прием банальный, но эффективный - убить человека, который известен как "борец с властью", чтобы потом именно ее и обвинить в его гибели. Примеры из новейшей истории в журналистском сообществе известны, хотя и не озвучены.

"Очень смелым журналистом" быть очень ненапряжно

По собственному опыту могу сказать, что позитивная тема требует от корреспондента гораздо больше труда и профессионализма, нежели негативная. Играть на темных струнах человеческих душ намного проще. Гораздо труднее найти интересную и чистую историю и заставить ее звучать так, чтобы невозможно было не слушать. Не вляпаться при этом в розовые сопли. Не дать повода обвинить тебя в том, что ты якобы "гонишь джинсу". Для этого нужно напрягаться, вслушиваться в реальность, уметь под воздействием услышанного делать выводы и менять свои установки. А главное - и это самое трудное - лишить себя права смотреть на действительность сверху вниз, стать со своими героями на равных. Гораздо проще работать, когда ты знаешь ответы на все вопросы и воспринимаешь очередную порцию реальности лишь как иллюстрацию к своим единственно правильным взглядам, которые, по сути, сводятся к одному - страна погрязла во зле, а ты - из немногочисленной когорты тех, кто пытается ее спасти.

Наконец, "очень смелым журналистом" быть очень приятно

Журналистика-борьба - это своего рода психотерапия. Когда ты развенчиваешь, разоблачаешь, ниспровергаешь, ты растешь в собственных глазах. А как же иначе? Если все вокруг - подонки, негодяи и моральные уроды, тот, кто об этом заявляет, автоматически становится героем. "Смелый журналист" возвышается посреди грязной, немытой России как оплот чистоты и знамя борьбы. Ну, разве можно не плениться такой ролью?

Анекдот в тему: "Хорошо натасканная совесть никогда не будет кусать своего хозяина".

Если бы Церкви не было

А теперь переходим к главному. Если бы в нашей стране не было Русской Православной Церкви, то "очень смелые журналисты" обязательно бы ее придумали. Потому что более удобный тренажер для такой вот "смелости" трудно себе представить.

РПЦ - достаточно порядочна, чтобы не отвечать ударом на удар. Священнослужители и монашествующие даже в суд на обидчика не подадут - и обидчики это прекрасно знают. РПЦ, тем не менее, достаточно чувствительна, чтобы публично реагировать на особо серьезные оскорбления. А это значит - скандал, известность, растущий рейтинг и увеличивающиеся тиражи. РПЦ достаточно велика, чтобы "очень смелый журналист" чувствовал себя реальным героем, а не борцом с ветряными мельницами. А, учитывая, что Церковь - это не просто какая-то организация, а носитель вселенского знания, журналист чувствует себя прямо-таки на передовой войны мирового масштаба - за прогресс, за новые ценности, за новый мир. Наконец, РПЦ - достаточно нейтральна с точки зрения идеологии политкорректности, и нападения на нее не расцениваются этой идеологией как нечто предосудительное. Попробовал бы "смелый журналист" с таким же пристрастием наехать, например, на представителей иудаизма. Тут же вылетел бы из профессии и работал бы за копейки на скудной ниве национал-патриотических СМИ.

Я - совсем не "смелый журналист". Я - просто журналист. Я был "смелым" первые пять лет своей карьеры. Бывало, что и тешил свое самолюбие за счет Церкви. Но потом быть "смелым" мне стало скучно и стыдно. Потому что реальность не обязана вертеться вокруг твоего мнимого героизма. Жизнь намного ярче, интересней и глубже, и не тебе проводить посреди нее линию фронта. Я бы мог даже сказать, что быть "смелым журналистом" после тридцати пяти лет невозможно, если бы не видел среди таковых людей с сединой и глубокими морщинами. Наверное, этот синдром все-таки не от недостатка возраста, а от нехватки опыта. Профессионального или хотя бы жизненного.

Подавляющее большинство журналистов-церквофобов - люди кабинетные, студийные. Им негде было увидеть, как вера меняет человека. Как алкоголик превращается в отца благополучного семейства. Как уличная проститутка становится примерной матерью. Как наркоман и мелкий уголовник вдруг обретает спортивное телосложение и организовывает в своем городе беспощадную борьбу с наркоторговцами. Как милиционер, который крышевал торговлю героином, уходит в монастырь и бесплатно работает там, спасая свою душу и своим примером исцеляя души других. Как ленивый и вороватый чиновник вдруг, за несколько лет превращает свой город в островок Европы. Как хищный и ненасытный бизнесмен начинает строить церкви, ремонтировать детские дома и честно платить налоги.

"Очень смелые журналисты" всего этого не видели и не увидят. Они не хотят этого видеть. Потому что тогда им придется признать, что все эти люди - лучше, чище, а главное - смелее их.

Вот и вся проблема. Обычная психология. Есть у нее, конечно, и мистическое объяснение - но это уже не ко мне.
promo ycnokoutellb december 12, 2012 09:19 401
Buy for 50 tokens
Конституция РФ - это высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который призван установить царство закона в обществе. Однако в умелых руках хитрых толкователей, она превращается в дубину для расправы с неугодными. Так одним из самых распространенных аргументов в полемике между верующими…

Comments

( 52 успокоились — успокоиться )
ultravert
Jan. 26th, 2010 06:23 am (UTC)
Занятно.
А на смелых срывателей покровов с атеистов этот текст можно экстраполировать? Ну там призвать их к "позитивным темам", поиску "интересной и чистой истории" вместо того, что бы дать повод обвинить себя в "гонении джинсы":)
umbloo
Jan. 26th, 2010 06:41 am (UTC)
Да конечно, тут обое рябое.
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 26th, 2010 07:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - ultravert - Jan. 26th, 2010 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 26th, 2010 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - ultravert - Jan. 26th, 2010 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 26th, 2010 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ultravert - Jan. 27th, 2010 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 27th, 2010 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - ultravert - Jan. 27th, 2010 01:45 pm (UTC) - Expand
ex_zov_seve
Jan. 26th, 2010 06:31 am (UTC)
очень хорошо сказано, спасибо!
ycnokoutellb
Jan. 26th, 2010 07:05 am (UTC)
Да, Митрич очень интересные статьи пишет.
leveryi
Jan. 26th, 2010 06:37 am (UTC)
Спасибо.Было весьма полезно прочитать.
ycnokoutellb
Jan. 26th, 2010 07:07 am (UTC)
Рад что вам понравилась статья. Надеюсь что мой блог будет вам полезен.
ex_major_at
Jan. 26th, 2010 07:42 am (UTC)
В моем окружении все меньше и меньше людей верят "очень смелым журналистам". Думаю, это повсеместно происходит. Скоро эти господа превратятся в откровенных клоунов, как "депутатики" в начале девяностых.
ycnokoutellb
Jan. 27th, 2010 08:06 am (UTC)
Надеюсь.
Просто вы же видите какое поколение растет. На смену этим придут другие.
mckarlson
Jan. 26th, 2010 08:55 am (UTC)
Про совесть понравилось!
ycnokoutellb
Jan. 27th, 2010 08:06 am (UTC)
"хорошо натасканная совесть.." ?
Да, я тоже люблю такие меткие фразы
ex_lady_mat
Jan. 26th, 2010 09:38 am (UTC)
Хорошая статья. Спасибо.
darkstrage
Jan. 26th, 2010 11:48 am (UTC)
Если подумать то не всё так спокойно в датском королевстве, и, объективно говоря, следует признать что у Церкви, существует некий ряд проблем с которыми необходимо бороться. Это даже Алексий II, в своё время признавал. Что плохого в том, если общественность будет знать об этих недостатках? Страдает авторитет Церкви? Ну, уж извините, назвались именем Христовым – извольте соответствовать. Замалчивание есть вид потворства. А потворство своим недостаткам – это не христианский путь.
ycnokoutellb
Jan. 26th, 2010 05:08 pm (UTC)
Речь идет не о критике вообще, а о журналюгах, которые делают себе имя на борьбе с Церковью, а потом в суде лажаются

Я вот читал что состояние митрополита Кирилла (будущего Патриарха) оценивается в сколько-то там сот миллионов долларов!!!
Можно посмотреть доказательства?
(no subject) - darkstrage - Jan. 26th, 2010 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 27th, 2010 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - darkstrage - Jan. 27th, 2010 02:40 pm (UTC) - Expand
arenandlamen
Jan. 26th, 2010 01:03 pm (UTC)
Тоесть критика церкви неприемлима?
darkstrage
Jan. 26th, 2010 03:38 pm (UTC)
Критика РПЦ – раздражает православных.
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 26th, 2010 05:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arenandlamen - Jan. 26th, 2010 05:14 pm (UTC) - Expand
macedonian_dog
Jan. 26th, 2010 05:12 pm (UTC)
а почему такая фотка наверху??
ycnokoutellb
Jan. 26th, 2010 05:41 pm (UTC)
Наберите в
http://www.youtube.com/
"школа злословия кураев" и посмотрите
(no subject) - macedonian_dog - Jan. 26th, 2010 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arenandlamen - Jan. 26th, 2010 08:04 pm (UTC) - Expand
nut_ok
Jan. 26th, 2010 06:49 pm (UTC)
Кстати про "Школу злословия" и этих двух милых тетенек. Как они перебивали Кураева, орали в ответ на его вполне спокойные реплики было просто противно смотреть, как хихикали за кадром. ну на то она, наверное, и "Школа злословия". но перед Михалковым они почему-то ползали на брюхе. а тут - решили въестся. ВыглЯдели отвратительно и глупо. А Кураев очень хорошо всегда спорит - никогда не заводится и не ведется на дешевые разводы, вроде тех, которые ему предлагали выше означенные тетеньки с добрыми глазами. Молодец, одним словом.
moskalkov_opera
Jan. 26th, 2010 09:10 pm (UTC)
Они бы О.Димитрия Смирнова позвали и с ним попробовали бы так себя вести, посмотрел бы я на них!
(no subject) - nut_ok - Jan. 27th, 2010 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - ycnokoutellb - Jan. 27th, 2010 07:58 am (UTC) - Expand
pravdoiskanie
Jan. 26th, 2010 08:00 pm (UTC)
Дурналист завсегда обслуживает власть, и капитал
Раньше был он атеистом, и подручным коммунистической партии, а сейчас - в православную партию суеверных людей Руси всея он себя записал!
moskalkov_opera
Jan. 26th, 2010 09:11 pm (UTC)
Re: Дурналист завсегда обслуживает власть, и капитал
А апостол Павел "раньше" был гонителем христиан!
В не оставляете людям право искренне изменяться?!!!
exquisitor_rus
Jan. 26th, 2010 09:21 pm (UTC)
darkstrage вот здесь интересная статья о часах на руке Патриарха Кирила http://tverdyi-znak.livejournal.com/193246.html
ycnokoutellb
Jan. 27th, 2010 08:09 am (UTC)
Спасибо, перепостил
(no subject) - darkstrage - Jan. 27th, 2010 02:41 pm (UTC) - Expand
pavel_uszakov
Jan. 26th, 2010 09:41 pm (UTC)
Как бы меня сейчас ни начали бить за моё прозападническое настроение, но нужно понимать, что журналисты с «другой стороны» тоже бывают разные. Я имею в виду, что некоторые вещи на федеральных каналах просто неосвещаются. Например то, как расфигачило потопом все сваи для олимпийских объектов в Нимертинской низменности, о том, насколько невыгодные сделки совершает правительство и пр.. А вот такая журналистика сейчас действительно опасна. Я тоже против журналюг-непрофессионалов. Достаточно «Фонтанку» почитать, чтобы убедиться в этом. Но грамотные и профессиональные журналистские расследования и поднятие неудобных для власти тем должны всячески поощряться.
ycnokoutellb
Jan. 27th, 2010 08:00 am (UTC)
Конечно, любая взвешенная и честная критика кого-бы то ни было - ценна. Поэтому я и в своем ЖЖ вполне позволяю себя любимого критиковать.
( 52 успокоились — успокоиться )

Чоткие сайты - пропиарь их!

Тэги, тысячи их!

Текущий месяц

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com